ID: 5317
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ШИЛЬДА — СОВХОЗ ОЗЁРНЫЙ
593
Узкоколейная железная дорога Шильда — Совхоз Озёрный находилась на востоке Оренбургской области.
Начальный пункт узкоколейной железной дороги — посёлок Шильда, расположенный у станции Шильда на магистральной железнодорожной линии Орск — Карталы.
Эта узкоколейная железная дорога была первой среди «стальных магистралей Целины» — узкоколейных железных дорог общего пользования, построенных в 1950-е годы в рамках программы освоения целинных и залежных земель.
Ориентировочная дата начала строительства узкоколейной железной дороги — 1954 год. Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), дата открытия станций узкоколейной железной дороги (Адамовка, Аниховка, Совхоз Озёрный) — 1956 год.
Протяжённость узкоколейной железной дороги от станции Шильда до станции Совхоз Озёрный составила 123 километра. Однако станция Совхоз Озёрный не всегда являлась конечным пунктом.
Существовал участок, пролегающий по направлению станция Совхоз Озёрный — станция Рудный Клад (конечный пункт железнодорожной линии широкой колеи Орск — Рудный Клад). Этот участок действовал в течение непродолжительного времени. По другой версии, он не был введён в эксплуатацию.
Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы. Однако уже в первые несколько лет её существования поступили тепловозы ТУ2 производства Калужского машиностроительного завода. Среди прицепного подвижного состава имелись крытые грузовые вагоны, цистерны, платформы, пассажирские вагоны Pafawag. Локомотивное депо находилось на станции Шильда.
Узкоколейная железная дорога использовалась для перевозки зерна. Погрузка производилась в хлебоприёмных пунктах на нескольких станциях, пунктом назначения была станция Шильда. Велись перевозки топлива и других «народнохозяйственных» грузов, доставлявшихся от станции Шильда в сторону станции Совхоз Озёрный.
По состоянию на 1981 год, узкоколейная железная дорога относилась к Южно-Уральской железной дороге (часть сети железных дорог общего пользования МПС СССР). Имелось пассажирское движение (1 пара пригородных поездов сообщением Шильда — Совхоз Озёрный). Время в пути составляло около 7 часов.
Расписание движения пассажирских поездов на 1981-82 гг.
Расписание движения пассажирских поездов на 1985-86 гг. В 1987 из депо Шильда на строящуюся детскую железную дорогу в городе Кургане был передан тепловоз ТУ2-047.
В 1991 году на узкоколейной железной дороге побывал исследователь железных дорог из г. Свердловска (Екатеринбурга) Александр Колесов. С его слов, в то время пассажирского движения на узкоколейной железной дороге уже не было. Грузовое движение было минимальным — примерно раз в неделю из Шильды отправлялся наливной состав, состоявший из цистерн с горючим. Пунктом назначения была нефтебаза на станции Совхоз Озёрный.
Тяговый подвижной состав, по информации от А. Колесова, был представлен тепловозами ТУ2-017, ТУ2-059, ТУ2-061, ТУ2-079, ТУ2-082, ТУ2-085, ТУ2-192 (достоверность номера под вопросом), ТУ7-1588, ТУ7-1641, ТУ7-1652, ТУ7-1974, ТУ7-2027, ТУ7-2028, ТУ7-2086, ТУ7-2090. Среди прицепного подвижного состава: цистерны, платформы, крытые вагоны, пассажирские вагоны, снегоочиститель типа «таран». На станции Шильда сохранялись 2 семафора.
В январе 1992 года грузовое движение окончательно прекратилось. В 1995 (?) году был произведён демонтаж пути.
Ответ начальника станции Шильда на письмо-запрос касательно
текущего состояния узкоколейной железной дороги. 1998 год.
Станция Шильда, 1991 год. Тепловоз ТУ7 и цистерна (переделанная платформа).
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора. Скопирована при
встрече с А. Колесовым в ходе поездки на АУЖД в 2007 году.
Станция Шильда, 1991 год. Тепловозы ТУ7 (справа — предположительно ТУ7-2027) и тепловоз ТУ2 вблизи здания депо.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора. Скопирована при
встрече с А. Колесовым в ходе поездки на АУЖД в 2007 году.
Станция Шильда, 1991 год. Платформа, пассажирский вагон и крытые вагоны на одном из путей.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора. Скопирована при
встрече с А. Колесовым в ходе поездки на АУЖД в 2007 году.
Станция Шильда, 1991 год. Вид на локомотивное депо. Справа от депо находятся тепловозы ТУ7 и тепловоз ТУ2.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора. Скопирована при
встрече с А. Колесовым в ходе поездки на АУЖД в 2007 году.
5 августа 2011 года в ходе поездки Белорецк — Сибай — Рудный Клад — Оренбург (http://infojd.ru/dop/poezdka2011yu.html) я прибыл в Шильду.
Выхожу из попутной машины примерно за два километра до Шильды. Фотодокументирую разобранную линию на начальном участке, бывшую станцию и бывшее депо в Шильде.
Здание депо сохранилось и используется как цех по производству колбасы. От станции почти ничего не осталось. Из подвижного состава — только крытые грузовые вагоны, которые используются жителями домов вблизи станции как хозяйственные постройки.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (РАЗОБРАННАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (РАЗОБРАННАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (РАЗРУШЕННАЯ ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ, ЛИНИЯ К ЭЛЕВАТОРУ)
26.03.2013 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Оренбургской области»
на главную страницу
Начальный пункт узкоколейной железной дороги — посёлок Шильда, расположенный у станции Шильда на магистральной железнодорожной линии Орск — Карталы.
Эта узкоколейная железная дорога была первой среди «стальных магистралей Целины» — узкоколейных железных дорог общего пользования, построенных в 1950-е годы в рамках программы освоения целинных и залежных земель.
Ориентировочная дата начала строительства узкоколейной железной дороги — 1954 год. Согласно справочнику «Железнодорожные станции СССР» (издан в 1981 году), дата открытия станций узкоколейной железной дороги (Адамовка, Аниховка, Совхоз Озёрный) — 1956 год.
Протяжённость узкоколейной железной дороги от станции Шильда до станции Совхоз Озёрный составила 123 километра. Однако станция Совхоз Озёрный не всегда являлась конечным пунктом.
Существовал участок, пролегающий по направлению станция Совхоз Озёрный — станция Рудный Клад (конечный пункт железнодорожной линии широкой колеи Орск — Рудный Клад). Этот участок действовал в течение непродолжительного времени. По другой версии, он не был введён в эксплуатацию.
Первоначально на узкоколейной железной дороге работали паровозы. Однако уже в первые несколько лет её существования поступили тепловозы ТУ2 производства Калужского машиностроительного завода. Среди прицепного подвижного состава имелись крытые грузовые вагоны, цистерны, платформы, пассажирские вагоны Pafawag. Локомотивное депо находилось на станции Шильда.
Узкоколейная железная дорога использовалась для перевозки зерна. Погрузка производилась в хлебоприёмных пунктах на нескольких станциях, пунктом назначения была станция Шильда. Велись перевозки топлива и других «народнохозяйственных» грузов, доставлявшихся от станции Шильда в сторону станции Совхоз Озёрный.
По состоянию на 1981 год, узкоколейная железная дорога относилась к Южно-Уральской железной дороге (часть сети железных дорог общего пользования МПС СССР). Имелось пассажирское движение (1 пара пригородных поездов сообщением Шильда — Совхоз Озёрный). Время в пути составляло около 7 часов.
Расписание движения пассажирских поездов на 1981-82 гг.
Расписание движения пассажирских поездов на 1985-86 гг. В 1987 из депо Шильда на строящуюся детскую железную дорогу в городе Кургане был передан тепловоз ТУ2-047.
В 1991 году на узкоколейной железной дороге побывал исследователь железных дорог из г. Свердловска (Екатеринбурга) Александр Колесов. С его слов, в то время пассажирского движения на узкоколейной железной дороге уже не было. Грузовое движение было минимальным — примерно раз в неделю из Шильды отправлялся наливной состав, состоявший из цистерн с горючим. Пунктом назначения была нефтебаза на станции Совхоз Озёрный.
Тяговый подвижной состав, по информации от А. Колесова, был представлен тепловозами ТУ2-017, ТУ2-059, ТУ2-061, ТУ2-079, ТУ2-082, ТУ2-085, ТУ2-192 (достоверность номера под вопросом), ТУ7-1588, ТУ7-1641, ТУ7-1652, ТУ7-1974, ТУ7-2027, ТУ7-2028, ТУ7-2086, ТУ7-2090. Среди прицепного подвижного состава: цистерны, платформы, крытые вагоны, пассажирские вагоны, снегоочиститель типа «таран». На станции Шильда сохранялись 2 семафора.
В январе 1992 года грузовое движение окончательно прекратилось. В 1995 (?) году был произведён демонтаж пути.
Ответ начальника станции Шильда на письмо-запрос касательно
текущего состояния узкоколейной железной дороги. 1998 год.
Станция Шильда, 1991 год. Тепловоз ТУ7 и цистерна (переделанная платформа).
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора. Скопирована при
встрече с А. Колесовым в ходе поездки на АУЖД в 2007 году.
Станция Шильда, 1991 год. Тепловозы ТУ7 (справа — предположительно ТУ7-2027) и тепловоз ТУ2 вблизи здания депо.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора. Скопирована при
встрече с А. Колесовым в ходе поездки на АУЖД в 2007 году.
Станция Шильда, 1991 год. Платформа, пассажирский вагон и крытые вагоны на одном из путей.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора. Скопирована при
встрече с А. Колесовым в ходе поездки на АУЖД в 2007 году.
Станция Шильда, 1991 год. Вид на локомотивное депо. Справа от депо находятся тепловозы ТУ7 и тепловоз ТУ2.
Автор фотографии — А. Колесов. Фотография является собственностью
А. Колесова, публикуется с разрешения автора. Скопирована при
встрече с А. Колесовым в ходе поездки на АУЖД в 2007 году.
5 августа 2011 года в ходе поездки Белорецк — Сибай — Рудный Клад — Оренбург (http://infojd.ru/dop/poezdka2011yu.html) я прибыл в Шильду.
Выхожу из попутной машины примерно за два километра до Шильды. Фотодокументирую разобранную линию на начальном участке, бывшую станцию и бывшее депо в Шильде.
Здание депо сохранилось и используется как цех по производству колбасы. От станции почти ничего не осталось. Из подвижного состава — только крытые грузовые вагоны, которые используются жителями домов вблизи станции как хозяйственные постройки.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 1) (РАЗОБРАННАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 2) (РАЗОБРАННАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2011 ГОДУ (ЧАСТЬ 3) (РАЗРУШЕННАЯ ГЛАВНАЯ СТАНЦИЯ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ, ЛИНИЯ К ЭЛЕВАТОРУ)
26.03.2013 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Оренбургской области»
на главную страницу