ID: 7049
ПОЕЗДКА ТОНШАЕВО — ДЕМЬЯНОВО — ТАВРИЧЕСКИЙ, 2015 ГОД
260
Рабочая экспедиция была осуществлена в мае-начале июня 2015 года.
ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ЭТОЙ ЭКСПЕДИЦИИ: ПИЖЕМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
БУРЕПОЛОМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ТОНШАЕВО — СЯВА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ПАНАСЮК — ПОДОСИНОВЕЦ
КОБРИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (начальный пункт - посёлок Безбожник)
КОБРИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (начальный пункт — посёлок Таврический)
Предполагалось изучение линии Панасюк — Подосиновец и объектов в Пижме, Южном Тоншаевского района, Октябрьском Мурашинского района, Таврическом Лузского района, Харитонове Котласского района Архангельской области.
Но самым дальним пунктом стал Таврический. До Архангельской области я не добрался по причине проблем с фотоаппаратом.
Станция Боголюбово, Владимирская область. Время 13:12.
У станции Боголюбово.
Капитальное новое здание поста дежурного по переезду, стандартное для
Московско-Нижегородской железной дороги. Время 13:38.
Короткая пересадка по станции Вязники. Пытаюсь купить билет от Нижнего Новгорода до Ветлужской.
Оказывается, это невозможно. Ни одна касса, расположенная западнее Нижнего Новгорода, не выдаст билет на восток от Нижнего Новгорода, равно как и наоборот.
Идиотская ситуация. Не меньшим маразмом является и факт отсутствия сквозных электропоездов через Нижний Новгород.
На мой взгляд, основное пригородное движение в таких узлах должно быть сквозным: Гороховец — Семёнов, Заволжье — Моховые Горы (Нижний Новгород), Коченёво — Болотная, Искитим — Пашино (Новосибирск), Волочаевка — Кругликово (Хабаровск), Шаля — Каменск (Екатеринбург). А пока такого почти нигде нет.
Электропоезд Вязники — Нижний Новгород. Город Дзержинск,
окрестности платформы Пушкино. Время 17:19.
В электропоезде Вязники — Нижний Новгород с трудом удалось уговорить продать билет от Нижнего Новгорода до Ветлужской. Без него было бы плохо: пересадка короткая, сходить на вокзал через турникеты в кассу не удастся.
Нижний Новгород-Московский, «Царский павильон». К сожалению, это единственное,
что осталось здесь от старинных построек. Основной вокзал был снесён
и заменён удивительно примитивным «бетонным сараем». Время 18:06.
Из Нижнего Новгорода отправляется поезд из двух сцепленных четырёхвагонных составов ЭД9М. Головной ЭД9М-0265 — до Ветлужской, хвостовой ЭД9М-0167 — до Пижмы.
Вечер пятницы, поэтому заполненность высокая. Но раньше в Горьком сцепляли 10-вагонные электропоезда.
Официально прямого сообщения Нижний Новгород — Пижма нет. Реально — следующее: головной состав на станции Ветлужская отцепляется и уходит на отстой. Хвостовой ЭД9М-0167 продолжает движение до Пижмы.
Станция Ветлужская. Состав вскоре будет расцеплен. Время 20:15.
На станции Ветлужская, как ни странно, я впервые. Хотя в соседнем Сухобезводном был десяток раз с 1999 года.
Вокзал на станции Ветлужская.
На станцию Пижма электропоезд прибыл слабозаполненным. Прибытие в 22:40, полная темнота.
Станция Пижма находится на 716-м километре от Курского вокзала. За этот день я проехал на пригородных поездах рекордное расстояние!
Почти никогда при движении из Москвы на пригородных поездах я не удалялся в первый день на столь большую дистанцию. Только однажды, 27 августа 2009 года, удалось проехать за один день от Москвы до Юдино (Казань), 780 километров. Это был короткий период, когда без ночёвки можно было проехать на пригородных поездах от Москвы до Казани и от Казани до Москвы.
От Москвы до Пижмы (равно как и до более близкой Шахуньи) до недавнего времени «безночёвочно» проехать на пригородных поездах было невозможно.
В обратном направлении, впрочем, я множество раз ездил за один день на пригородных поездах от Кирова до Москвы, это 896 километров. Сейчас это невозможно — никак не избежать ночёвки. Самый дальний из возможных пунктов при утреннем выезде из Кирова — это Владимир, расстояние составит 705 километров.
Двигаюсь по улицам северной части посёлка Пижма.
Cравнительно новый многоквартирный дом в северной части Пижмы. 23 мая, время 11:22.
Узкоколейная железная дорога Альцевского торфопредприятия полностью разобрана. Небольшие фрагменты путей со стоящими на них ржавыми вагонами уцелели только на бывшей главной станции. Локомотивы, скорее всего, порезаны.
Есть несколько заброшенных гаражей с ржавеющими мотодрезинами-«пионерками». Желающие могут забрать их. Но для этого нужен легковой автомобиль с прицепом. Или более крупный транспорт — например, «буханка», «ГАЗель».
Перехожу в южную, «лесную» часть Пижмы.
Нетипичное деревянное здание в южной части Пижмы. Время 12:01.
В Нижегородской и Кировской областях появилась новая сеть магазинов «Бристоль». Какое отношение имеет к городу в Великобритании — непонятно. Лозунг, вывешенный на каждом магазине — «КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ».
Но основной товар в этой сети магазинов является вредоносным, и потреблять его могут только представители неправильной части населения. Специализация данной сети — спиртное и «курево».
Впрочем, пусть лучше будет так, зато отравой запретят торговать в любых других местах. Великое благо, что с недавних пор «курево» в российских магазинах запретили выставлять напоказ, и что на упаковках с этой дрянью теперь размещают доходчивые картинки, объясняющие, что это такое.
Магазин новой сети «Бристоль» в южной части Пижмы. Время 12:02.
Пижемская узкоколейная железная дорога. Движения тяжёлого подвижного состава нет несколько лет. Остался участок длиной 11 километров — от главной станции до реки Унжа. По нему местные жители изредка ездят на съёмных дрезинах на рыбалку.
Главная станция Пижемской узкоколейной железной дороги. Время 12:52.
Для движения тепловозов узкоколейная железная дорога непригодна. Да и исправных тепловозов не осталось.
На ржавой станции беседую со сторожем, который пригласил в своё помещение, угостил чаем.
По его словам, есть планы восстановить торфовозную узкоколейную железную дорогу в северной Пижме. Для этого нужны рельсы, и их возьмут с уцелевшего участка лесовозной узкоколейной железной дороги до бывшего посёлка Унжа.
Но я сомневаюсь. То есть, в том, что этот участок разберут — сомнений нет, но восстановлено ничего не будет, скорее всего.
Решаю двигаться к дороге Тоншаево — Ошминское не по разобранной узкоколейной железной дороге через лес с тучами комаров, а по местной сельской дороге, через деревни Питер, Втюринское и Ромачи. Зная, что сельская местность почти полностью вымерла — вероятно, это будет «исчезнувший мир».
Пытаюсь попасть из Пижмы в Большую Кувербу напрямую. Но найти дорогу не удалось. Выхожу на асфальт.
Въезд в Пижму со стороны Тоншаево. Время 14:01.
Небольшой участок пути под дождём по дороге Пижма — Тоншаево. При запросе информации по этим пунктам появляется много ссылок о страшной аварии.
Сворачиваю на Большую Кувербу. Этот участок асфальтирован.
«Марийская священная роща» у Большой Кувербы. Время 14:31.
Большая Куверба — живое и довольно населённое место. Дальше — начинается «затерянный мир».
Развилка дорог: Большая Куверба — налево, Колдырята — направо. Время 14:35.
Дорога на Колдырята. Время 14:52.
Дорога от Большой Кувербы до Втюринского, как ни странно, асфальтированная. Хотя там почти никого нет, и никто не ездит. Даже асфальт не спасает местность от полного вымирания.
На топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1978 году, здесь показано множество деревень и посёлков. Почти все исчезли! Разгильдяи-картографы на более новых картах даже не подписывают места, где были деревни.
Источник информации о деревнях — только старые карты, изданные в 1970-х годах и раньше. Масштабы опустошения России поражают.
Маршрут пешего перехода на карте масштаба 1:100 000, изданной в 1978 году.
Большинство населённых пунктов, показанных на карте — исчезли.
На этом участке дороги изредка ездят только на рыбалку. Проехали двое мотоциклистов на юг. Затем — мотоциклист во встречном направлении, на север. Он остановился, удивившись моему наличию здесь. Спрашивал, «сидел» ли я. В Тоншаевском районе это частый вопрос.
Деревня Питер, судя по карте 1978 года, насчитывала много десятков дворов. Ныне — полное отсутствие следов жизни. Только несколько разрушающихся домов, заброшенных полностью и безнадёжно. Нет ни одного дома, используемого как дача.
Деревня Питер. Время 16:24.
Дорога на Колдырята. Время 16:31.
Дорога на Колдырята. Время 16:56.
Подхожу к селу Втюринское. Подавляющее большинство домов здесь полностью заброшены. Но есть немногие «живые», хотя и запертые дома — они используются как дачи.
Втюринское. Время 17:04.
Втюринское. Памятникам ушедшим на войну. Время 8:29.
Между Втюринским и Петровским — полуразрушенная плотина пруда. Двигаюсь вброд, по пояс в воде. Затем — сквозь заросли в Петровское.
Пруд между Втюринским и Петровским. Время 8:40.
Петровское содержит ещё меньше следов жизни, чем Втюринское. Сюда не проехать на легковой машине — только на джипе или тракторе. Но следов какого-либо движения не видно. Есть несколько запертых домов, но люди навещали их давно.
В основном, дома разрушаются. Ещё висят электрические провода — наверняка обесточенные.
Петровское. Время 8:50.
До Ромачей лесная тракторная колея. В Ромачах появляется жизнь.
Ромачи. Время 9:36.
Небольшой участок от Ромачей до Колдырят — асфальт. Колдырята находятся на асфальтированной дороге Тоншаево — Кодочиги.
Начинаю движение автостопом. Вскоре подвёз до Ошминского на «джипе» довольно угрюмый местный житель. Сказал, что «джип» купил на доход от разборки узкоколейных железных дорог.
Ошминское. Время 10:31.
От Ошминского — два километра пешком. Затем остановилась легковая машина, в которой мужчина, женщина и две малолетние девочки.
Подвезли до Южного. Водитель провёл меня к людям, знающим об узкоколейной железной дороге.
Встречаюсь с Татьяной Гагариновой. Она — вдова машиниста-ветерана Александра Анатольевича Гагаринова, умершего около двух лет назад. Узкоколейная железная дорога — «лагерная», но машинисты были вольными.
В 1999 году здесь я сталкивался с какой-то мразью, отнёсшейся резко враждебно. Мало что было изучено. Впрочем, фотоаппарата тогда все равно не было.
В Буреполоме узкоколейная железная дорога полностью разобрана. В Южном — остался небольшой участок. Это 12 километров пути, до бывшего моста через реку Ошма. По нему местные жители ездят к реке на рыбалку. Всё остальное разобрано.
Ещё стоят пассажирские вагоны и два тепловоза в депо.
Начальник колонии — чужак, прислан сюда из Дзержинска. Для него эти места — не родные, он не будет «болеть» за них.
Постоянно говорят о закрытии исправительной колонии. Если это произойдёт — это будет смерть немаленького посёлка Южный и удар по всему Тоншаевскому району, так как колония — важный работодатель.
Руководство тюремного ведомства хочет приблизить исправительные учреждения к крупным городам. В России идёт повальное закрытие колоний, расположенных в «непрестижных», слишком отдалённых местах — будь то Чердынский район Пермского края или Ивдельский район Свердловской области. И не принимается во внимание тот факт, что в этих районах колонии были последним, что поддерживало там жизнь.
Южный. Время 11:37.
Татьяна Гагаринова провела в локомотивное депо. ТУ6П-0028, на котором работал Александр Гагаринов, ещё стоит. Объясняю, как важно было бы сохранить машину в музее — хотя понимаю малореальность этого.
Южный. Тепловоз-автомотриса ТУ6П-0028 (информация о номере от Сергея Костыгова)
в локомотивном депо. Время 11:44.
Автомобильный въезд в Южный. Время 12:03.
Железнодорожная станция в Южном. Время 12:07.
Пешком до развилки дорог на Ошминское и Кодочиги. Отсюда подвезла до Тоншаево та же самая семья, что доставила в Южный, причём в том же составе.
Они ехали в Пижму. Но я решил выйти в Тоншаево и добраться до одноимённой станции, чтобы сфотографировать разобранную линию Тоншаево — Сява.
Развилка автодорог в окрестностях Южного. Время 12:52.
Тоншаево. Время 14:33.
Тоншаево — большое старинное село (официально посёлок городского типа). Выглядит благополучно и цивилизованно, резко контрастирует с вымирающим Тоншаевским районом.
Покупаю продукты в магазине «Магнит». Отправляюсь на станцию Тоншаево, до которой 12 километров. В июне 1999 года весь этот путь я прошёл пешком.
Тоншаево. Время 14:35.
На этот раз полностью преодолевать пешком всю дорогу до станции не пришлось. Я дошёл только до въезда в деревню Ошары.
Населённый пункт это в прошлом значимый — судя по тому, что улица в центре Нижнего Новгорода называется Ошарская. Нигде больше в мире такого названия нет — ни Ошары, ни Ошарская.
От Ошар до пристанционного посёлка Шайгино подвёз доброжелательный местный житель. Пожарный, жаловался на зарплату. Утверждают, что средняя зарплата в МЧС 70 000 рублей, но у нас — 12 000. Сколько же у руководства — 10 миллионов?
Станция Пижма. Время 17:36.
Враги Родины полностью разобрали железную дорогу Тоншаево — Сява. Крупные в прошлом посёлки Вахтан и Сява постепенно превращаются в «призраки».
Электропоезд до Пижмы. Электропоезд Пижма — Киров до Ломовской — последняя остановка перед станцией Киров. Ночёвка между Ломовской и Кировом.
Необычно оформленный гараж в Пижме. Время 17:40.
Расписание движения электропоездов по станции Пижма. Резкое сокращение по сравнению
с прошлым годом. Но в начале 2015 года движение здесь было отменено полностью.
Оно возобновилось после гневной речи В. В. Путина.
Время 17:45.
Ранним утром — выезд пригородным поездом Киров — Пинюг до станции Безбожник.
Мост через реку Вятку на перегоне Матанцы — Гирсово. Время 6:54.
Кобринская узкоколейная железная дорога, самая мощная в мире среди лесовозных узкоколейных железных дорог, несмотря ни на что, остаётся грандиозной.
Диспетчерская на станции Кобра Кобринской узкоколейной железной дороги. Время 10:45.
Вагон на станции Кобра Кобринской узкоколейной железной дороги. Время 11:06.
Пригородным поездом Пинюг — Киров — до соседней станции Комсомольский. Здесь — главная станция Октябрьской узкоколейной железной дороги.
Посёлок Октябрьский. Время 15:37.
Лес перестали возить в апреле. В ближайшие дни движения не будет. Не исключена полная разборка вскоре.
Нижний склад в Октябрьском. Время 16:09.
Станция в Октябрьском. Время 16:30.
Выезжаю пригородным поездом Киров — Луза. В мае и июне в большинстве дней он отменён из-за ремонта пути. Но сегодня идёт.
Размышляю: до какой станции ехать? Решаю: до Опарино!
Станция Комсомольский (посёлок Октябрьский). Прибывает поезд сообщением
Киров — Луза, на котором я решил ехать до Опарино. Время 18:04.
Захожу в диспетчерскую узкоколейной железной дороги. Как ни странно, в 2015 году периодически, по редким датам, курсирует пассажирский поезд Опарино — Ула. Копирую приказ о его назначении.
Посёлок Опарино изменился в лучшую сторону. Появился магазин «Магнит», которого в 2014 году не было.
Опарино. 26 мая, время 9:25.
Недалеко от вокзала находится районная библиотека. Расположение известно по поездке в 2014 году, но внутрь я тогда не попал.
Сейчас библиотека работала. Захожу, представляюсь, интересуюсь материалами по железной дороге.
Таковые здесь есть, и в немалом количестве.
В данный момент в библиотеке находилась Татьяна Тунгусова — главный редактор самого известного веб-сайта Опаринского района «Опаринская Сорока». Публикации этого сайта мне известны. Рассказываю о своей деятельности.
Татьяна Тунгусова подарила книгу-сборник своих стихов. Я, к сожалению, собственные книги не взял, только «визитки».
Об Опарино мной будет написано очень много всего, но для этого нужно время, которого нет.
Выезжаю пригородным поездом Киров — Пинюг до Пинюга.
Станция Латышский. Время 11:36.
Станция Латышский. Время 11:38.
Станция Альмеж. Время 11:54.
Пинюг, крупная станция Вятско-Двинской железной дороги. Смена локомотивных бригад, конечный пункт пригородных поездов.
Пригородный поезд сообщением Пинюг — Христофорово (РА1-0094, в расписании указан как Пинюг — Луза) до Лузы.
Внутренний вид поезда сообщением Пинюг — Христофорово. Время 13:11.
Поезд сообщением Пинюг — Христофорово на станции Лунданка. Время 14:13.
Купание в реке Лузе. Недолго: вода не прогрелась, несмотря на жару.
Платформа 296 км. Пьяница, приехавший сюда из Лунданки
и завалившийся на платформе. Время 15:36.
Платформа 296 км. Время 15:37.
Город Луза. Время 16:50.
Все северные районы Кировской области выглядят неухоженными, запущенными, депрессивными (особенно в нелетнее время). Лузский, Опаринский и Подосиновский районы — это «бездорожье», в них почти нет асфальта. Пыль, ямы, развалины, дух нищеты.
Но на этом фоне, бывает, проезжают роскошные «джипы» стоимостью миллион рублей и больше. Рядом с жуткими бараками, на пыльных грунтовых улицах, стоят роскошные новые дома, стоимость строительства которых — многие миллионы рублей. Я о таком доме мог бы только мечтать.
Как видно, здесь есть богатые люди. И самое главное — они не считают нужным отсюда уезжать, хотя имеют такую возможность. Значит, не всё потеряно.
Пусть исчезнут позорные бараки, да и вообще любые многоквартирные дома — не должно их быть! Пусть все будут жить так же!
Появится асфальт, появится крытая застеклённая территория с тропическими цветами и пальмами внутри — это необходимо в местах, где только 4 месяца из 12 являются комфортными. Пройдёт трамвай по маленькому городку Луза, вместо ковыляющих в клубах пыли «скотовозных» ПАЗиков.
Дом зажиточных жителей Лузы. Время 16:59.
Молодой местный житель на легковой машине подвёз до Лальска. Как оказалось, несмотря на открытие дороги Мураши — Опарино, из Лузы в Киров все ездят, как и в прошлые годы, через Коми. Это на 150 километров длиннее, чем по железной дороге.
Воскресенский собор в Лальске. Время 17:51.
Пешком пять километров до Таврического.
Деревня Никулино между Лальском и Таврическим. Время 18:15.
Улица в Таврическом. Время 19:35.
Станция Таврическая. Время 9:07.
Таврический (формально удалённая часть Лальска) — начальный пункт Аникинской узкоколейной железной дороги. В сентябре 2005 года здесь я переночевал в доме Сергея Ивановича Пересторонина на Клубной улице, утром выехал в лес рабочим поездом. Самая дальняя посещённая точка — Мирный, причём кратковременно.
Доходили слухи, что узкоколейную железную дорогу вскоре полностью разберут. Нужно проделать тотальную фотодокументацию.
Женщина-диспетчер сказала, что сейчас вывозки леса нет — закончилась весной. Будущее не решено.
В лесу, на ветке от 43 километра, находится бригада рабочих, которые сажают саженцы сосны на месте вырубки.
Послезавтра утром к ним поедет тепловоз — доставит какого-то человека, который ездил в Киров. Тепловоз сразу же вернётся обратно. Рабочие вернутся из леса с другим тепловозом через сколько-то дней.
Решаю на следующий день выходить в лес, а в обратном направлении ехать тепловозом.
Ночёвка в заброшенном доме.
Утром другая женщина-диспетчер сказала, что тепловоз в лес недавно ушёл, и сейчас уже на 23-м километре.
Что делать? Прорабатываю разные варианты. В итоге решаю неспешно двигаться в Лузу, изучать железную дорогу Панасюк — Подосиновец, хотя это изначально планировалось на обратном пути. Затем возвращаться, идти в лес и возвращаться с «лесосажателями», когда они поедут домой.
Расписание движения автобуса Таврический — Луза. Время 9:38.
«ПАЗик» на Лальск-Лузу. Время 10:29.
Из Лальска выхожу в Лузу «левобережным» маршрутом. По глухой, почти бездорожной местности, в стороне от цивилизации, сквозь заброшенные деревни.
Понтонный мост через реку Луза у деревни Красавино. Время 11:22.
Начало дороги на Заборье. Время 12:13.
Деревня Большое Заборье. Время 14:18.
Ершовская Запань. Время 15:20.
Обрывистый берег Лузы у деревни Ершово. Время 16:13.
Обрывистый берег Лузы у деревни Ершово. Время 17:17.
Ночёвка в Ершово.
Деревня Турково. 28 мая, время 8:07.
Деревня Турково. Время 8:08.
На последнем небольшом участке за селом Куликово подвёз местный житель на «Ниве».
Дорога на Лузу. Время 9:06.
Пригородным поездом — до станции Пинюг. Завтра утром предстоит выезжать в Подосиновец, на тупиковую линию широкой колеи, где пассажирский поезд курсирует раз в два дня. Осмотрю Пинюгскую узкоколейную железную дорогу.
Пинюг. Вид с вышки. Время 13:44.
Купаюсь в пруду на 1-м лагпункте.
Пруд на 1-м лагпункте в окрестностях Пинюга. Время 14:49.
Поезд следует в Пинюг через дамбу у пруда. Рабочие возвращаются с посадки леса. Время 15:58.
Как выяснилось, на Пинюгской узкоколейной железной дороге осталось 27 километров пути. Сохранилась только та линия, которая проходила через бывший посёлок Мирный. Магистраль от 7 километра на север разобрана.
Сейчас каждый день утром выезжает поезд с рабочими, едущими в конец линии на посадку саженцев деревьев. Вечером они возвращаются. Будущее неизвестно. Возможно полная разборка в скором времени.
Ночёвка в Пинюге. Рано утром выезд пригородным поездом Пинюг — Панасюк — Подосиновец. Он в ходу раз в два дня. Представляет собой тепловоз ЧМЭ3 с двумя вагонами, один из которых следует из Кирова.
Разъезд Октябрьский. Пока ещё я на главном ходу Киров — Котлас. Ничего, кроме леса,
нет на много километров вокруг. Время 6:31.
Линия Панасюк — Подосиновец. Протяжённость 32 километра. Тупиковая линия. Малоизвестный, почти никем не посещаемый участок Российских железных дорог.
Каким-то чудом здесь сохранилось пассажирское движение, вопреки повсеместной и обвальной отмене пассажирского движения в первую очередь именно на таких линиях. Хотя все эти места автомобильно доступные. На этой линии нет никаких деревень без автомобильного доступа — в отличие, например, от линии Земцы — Жарковский.
Пригородный поезд Пинюг — Подосиновец состоит из двух вагонов, один из которых — беспересадочный вагон Киров — Подосиновец. От Кирова до Пинюга идёт в составе поезда дальнего следования Нижний Новгород — Воркута. Такого тоже больше почти нигде нет. Осталось, вероятно, ещё Суккозеро — Лендеры.
Единственная фотография якобы из Подосиновца на Parovoz.com — вот: http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=96051&LNG=RU. На самом деле это не Подосиновец, а Маялово, хотя это и рядом.
Поиск по картинкам — почти ничего продуктивного.
Пассажирское движение есть не только «потому что звёзды так расположились». Местные жители грозили серьёзным протестом, власть испугалась: http://kirovnet.ru/news/2011/05/05/podosinovec-gotov-uyti-v-vologodskuyu-oblast (проиллюстрировано «левой» фотографией узкоколейной железной дороги).
Линия Панасюк — Подосиновец была последней ещё не проезженной мной линией Горьковской железной дороги с действующим пассажирским движением. Осталось добить ещё Новозыбков — Климов — и таковых не будет и на Московской. Хотя станцию Климов я обследовал в 1999 году.
Поезд прибыл на станцию Подосиновец. Время 8:13.
Станция Подосиновец находится в посёлке Демьяново, почти за десять километров от собственно Подосиновца — районного центра. По неподтверждённым данным, посёлок Демьяново когда-то собирались превратить в город Конев в честь маршала Ивана Конева, родившегося в селе Лодейно Подосиновского района.
Посёлок Демьяново. Мемориал в память Великой Отечественной войны. Время 8:24.
Столовая в Демьяново. Время 10:23.
Походив по посёлку Демьяново, возвращаюсь на станцию Подосиновец и выполняю фотодокументацию перегона Подосиновец — Маялово. Потом в Лузу и Таврический.
Станция Подосиновец. Время 10:27.
Вид в сторону станции Подосиновец со стороны Маялово. Время 11:43.
Дорога Подосиновец — Луза. Деревня Курья. Время 13:43.
Развилка на дороге Подосиновец — Луза. Время 14:00.
Дорога Подосиновец — Луза. Переезд у Лунданки. Время 14:34.
Впереди — посёлок Таврический. Время 17:28.
Ночёвка в Таврическом. Насчёт тепловоза женщина на станции меня обманула. Решаю совершать «скоростной» переход.
Тепловоз вернулся из леса на станцию Таврическая. Я начинаю
«скоростной» переход в Мирный. 30 мая, время 4:38.
Мирный. Преодолено 35 километров. Время 11:51.
Мирный. Время 11:55.
Мирный. Время 20:42.
Мирный. Охотник идёт на станцию, к «пионерке». Время 20:42.
Мирный. Время 7:37.
Ус на юг от 43 километра. Время 10:22.
Тупик уса у реки Лёхта. Время 13:34.
Бригада, жившая в лесу в течение двух недель, вернулась в Таврический.
Справа — машинист тепловоза. Время 17:13.
Таврический.
Таврический. Вид с вышки на нижнем складе. Время 6:26.
Дорожный указатель в Лальске. Время 7:25.
Автостопом небольшой участок Лальск — Луза. Оттуда — в Москву.
Дорога Лальск — Луза. Время 7:54.
Итоги экспедиции: проезжена и изучена последняя ещё не проезженная на тот момент линия Горьковской железной дороги с уцелевшим пассажирским движением, линия Панасюк — Подосиновец. Проведена большая работа по тотальной фотодокументации почти всей действующей части Аникинской узкоколейной железной дороги.
06.06.2015 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу
ОПИСАНИЯ ОБЪЕКТОВ РЕЛЬСОВОГО ТРАНСПОРТА, КОТОРЫЕ БЫЛИ СОЗДАНЫ
ЛИБО ЗНАЧИТЕЛЬНО ДОПОЛНЕНЫ НА ОСНОВЕ ЭТОЙ ЭКСПЕДИЦИИ: ПИЖЕМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
БУРЕПОЛОМСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ТОНШАЕВО — СЯВА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ ЛИНИЯ ПАНАСЮК — ПОДОСИНОВЕЦ
КОБРИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (начальный пункт - посёлок Безбожник)
КОБРИНСКАЯ УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (начальный пункт — посёлок Таврический)
Предполагалось изучение линии Панасюк — Подосиновец и объектов в Пижме, Южном Тоншаевского района, Октябрьском Мурашинского района, Таврическом Лузского района, Харитонове Котласского района Архангельской области.
Но самым дальним пунктом стал Таврический. До Архангельской области я не добрался по причине проблем с фотоаппаратом.
Станция Боголюбово, Владимирская область. Время 13:12.
У станции Боголюбово.
Капитальное новое здание поста дежурного по переезду, стандартное для
Московско-Нижегородской железной дороги. Время 13:38.
Короткая пересадка по станции Вязники. Пытаюсь купить билет от Нижнего Новгорода до Ветлужской.
Оказывается, это невозможно. Ни одна касса, расположенная западнее Нижнего Новгорода, не выдаст билет на восток от Нижнего Новгорода, равно как и наоборот.
Идиотская ситуация. Не меньшим маразмом является и факт отсутствия сквозных электропоездов через Нижний Новгород.
На мой взгляд, основное пригородное движение в таких узлах должно быть сквозным: Гороховец — Семёнов, Заволжье — Моховые Горы (Нижний Новгород), Коченёво — Болотная, Искитим — Пашино (Новосибирск), Волочаевка — Кругликово (Хабаровск), Шаля — Каменск (Екатеринбург). А пока такого почти нигде нет.
Электропоезд Вязники — Нижний Новгород. Город Дзержинск,
окрестности платформы Пушкино. Время 17:19.
В электропоезде Вязники — Нижний Новгород с трудом удалось уговорить продать билет от Нижнего Новгорода до Ветлужской. Без него было бы плохо: пересадка короткая, сходить на вокзал через турникеты в кассу не удастся.
Нижний Новгород-Московский, «Царский павильон». К сожалению, это единственное,
что осталось здесь от старинных построек. Основной вокзал был снесён
и заменён удивительно примитивным «бетонным сараем». Время 18:06.
Из Нижнего Новгорода отправляется поезд из двух сцепленных четырёхвагонных составов ЭД9М. Головной ЭД9М-0265 — до Ветлужской, хвостовой ЭД9М-0167 — до Пижмы.
Вечер пятницы, поэтому заполненность высокая. Но раньше в Горьком сцепляли 10-вагонные электропоезда.
Официально прямого сообщения Нижний Новгород — Пижма нет. Реально — следующее: головной состав на станции Ветлужская отцепляется и уходит на отстой. Хвостовой ЭД9М-0167 продолжает движение до Пижмы.
Станция Ветлужская. Состав вскоре будет расцеплен. Время 20:15.
На станции Ветлужская, как ни странно, я впервые. Хотя в соседнем Сухобезводном был десяток раз с 1999 года.
Вокзал на станции Ветлужская.
На станцию Пижма электропоезд прибыл слабозаполненным. Прибытие в 22:40, полная темнота.
Станция Пижма находится на 716-м километре от Курского вокзала. За этот день я проехал на пригородных поездах рекордное расстояние!
Почти никогда при движении из Москвы на пригородных поездах я не удалялся в первый день на столь большую дистанцию. Только однажды, 27 августа 2009 года, удалось проехать за один день от Москвы до Юдино (Казань), 780 километров. Это был короткий период, когда без ночёвки можно было проехать на пригородных поездах от Москвы до Казани и от Казани до Москвы.
От Москвы до Пижмы (равно как и до более близкой Шахуньи) до недавнего времени «безночёвочно» проехать на пригородных поездах было невозможно.
В обратном направлении, впрочем, я множество раз ездил за один день на пригородных поездах от Кирова до Москвы, это 896 километров. Сейчас это невозможно — никак не избежать ночёвки. Самый дальний из возможных пунктов при утреннем выезде из Кирова — это Владимир, расстояние составит 705 километров.
Двигаюсь по улицам северной части посёлка Пижма.
Cравнительно новый многоквартирный дом в северной части Пижмы. 23 мая, время 11:22.
Узкоколейная железная дорога Альцевского торфопредприятия полностью разобрана. Небольшие фрагменты путей со стоящими на них ржавыми вагонами уцелели только на бывшей главной станции. Локомотивы, скорее всего, порезаны.
Есть несколько заброшенных гаражей с ржавеющими мотодрезинами-«пионерками». Желающие могут забрать их. Но для этого нужен легковой автомобиль с прицепом. Или более крупный транспорт — например, «буханка», «ГАЗель».
Перехожу в южную, «лесную» часть Пижмы.
Нетипичное деревянное здание в южной части Пижмы. Время 12:01.
В Нижегородской и Кировской областях появилась новая сеть магазинов «Бристоль». Какое отношение имеет к городу в Великобритании — непонятно. Лозунг, вывешенный на каждом магазине — «КУЛЬТУРА ПОТРЕБЛЕНИЯ».
Но основной товар в этой сети магазинов является вредоносным, и потреблять его могут только представители неправильной части населения. Специализация данной сети — спиртное и «курево».
Впрочем, пусть лучше будет так, зато отравой запретят торговать в любых других местах. Великое благо, что с недавних пор «курево» в российских магазинах запретили выставлять напоказ, и что на упаковках с этой дрянью теперь размещают доходчивые картинки, объясняющие, что это такое.
Магазин новой сети «Бристоль» в южной части Пижмы. Время 12:02.
Пижемская узкоколейная железная дорога. Движения тяжёлого подвижного состава нет несколько лет. Остался участок длиной 11 километров — от главной станции до реки Унжа. По нему местные жители изредка ездят на съёмных дрезинах на рыбалку.
Главная станция Пижемской узкоколейной железной дороги. Время 12:52.
Для движения тепловозов узкоколейная железная дорога непригодна. Да и исправных тепловозов не осталось.
На ржавой станции беседую со сторожем, который пригласил в своё помещение, угостил чаем.
По его словам, есть планы восстановить торфовозную узкоколейную железную дорогу в северной Пижме. Для этого нужны рельсы, и их возьмут с уцелевшего участка лесовозной узкоколейной железной дороги до бывшего посёлка Унжа.
Но я сомневаюсь. То есть, в том, что этот участок разберут — сомнений нет, но восстановлено ничего не будет, скорее всего.
Решаю двигаться к дороге Тоншаево — Ошминское не по разобранной узкоколейной железной дороге через лес с тучами комаров, а по местной сельской дороге, через деревни Питер, Втюринское и Ромачи. Зная, что сельская местность почти полностью вымерла — вероятно, это будет «исчезнувший мир».
Пытаюсь попасть из Пижмы в Большую Кувербу напрямую. Но найти дорогу не удалось. Выхожу на асфальт.
Въезд в Пижму со стороны Тоншаево. Время 14:01.
Небольшой участок пути под дождём по дороге Пижма — Тоншаево. При запросе информации по этим пунктам появляется много ссылок о страшной аварии.
Сворачиваю на Большую Кувербу. Этот участок асфальтирован.
«Марийская священная роща» у Большой Кувербы. Время 14:31.
Большая Куверба — живое и довольно населённое место. Дальше — начинается «затерянный мир».
Развилка дорог: Большая Куверба — налево, Колдырята — направо. Время 14:35.
Дорога на Колдырята. Время 14:52.
Дорога от Большой Кувербы до Втюринского, как ни странно, асфальтированная. Хотя там почти никого нет, и никто не ездит. Даже асфальт не спасает местность от полного вымирания.
На топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1978 году, здесь показано множество деревень и посёлков. Почти все исчезли! Разгильдяи-картографы на более новых картах даже не подписывают места, где были деревни.
Источник информации о деревнях — только старые карты, изданные в 1970-х годах и раньше. Масштабы опустошения России поражают.
Маршрут пешего перехода на карте масштаба 1:100 000, изданной в 1978 году.
Большинство населённых пунктов, показанных на карте — исчезли.
На этом участке дороги изредка ездят только на рыбалку. Проехали двое мотоциклистов на юг. Затем — мотоциклист во встречном направлении, на север. Он остановился, удивившись моему наличию здесь. Спрашивал, «сидел» ли я. В Тоншаевском районе это частый вопрос.
Деревня Питер, судя по карте 1978 года, насчитывала много десятков дворов. Ныне — полное отсутствие следов жизни. Только несколько разрушающихся домов, заброшенных полностью и безнадёжно. Нет ни одного дома, используемого как дача.
Деревня Питер. Время 16:24.
Дорога на Колдырята. Время 16:31.
Дорога на Колдырята. Время 16:56.
Подхожу к селу Втюринское. Подавляющее большинство домов здесь полностью заброшены. Но есть немногие «живые», хотя и запертые дома — они используются как дачи.
Втюринское. Время 17:04.
Втюринское. Памятникам ушедшим на войну. Время 8:29.
Между Втюринским и Петровским — полуразрушенная плотина пруда. Двигаюсь вброд, по пояс в воде. Затем — сквозь заросли в Петровское.
Пруд между Втюринским и Петровским. Время 8:40.
Петровское содержит ещё меньше следов жизни, чем Втюринское. Сюда не проехать на легковой машине — только на джипе или тракторе. Но следов какого-либо движения не видно. Есть несколько запертых домов, но люди навещали их давно.
В основном, дома разрушаются. Ещё висят электрические провода — наверняка обесточенные.
Петровское. Время 8:50.
До Ромачей лесная тракторная колея. В Ромачах появляется жизнь.
Ромачи. Время 9:36.
Небольшой участок от Ромачей до Колдырят — асфальт. Колдырята находятся на асфальтированной дороге Тоншаево — Кодочиги.
Начинаю движение автостопом. Вскоре подвёз до Ошминского на «джипе» довольно угрюмый местный житель. Сказал, что «джип» купил на доход от разборки узкоколейных железных дорог.
Ошминское. Время 10:31.
От Ошминского — два километра пешком. Затем остановилась легковая машина, в которой мужчина, женщина и две малолетние девочки.
Подвезли до Южного. Водитель провёл меня к людям, знающим об узкоколейной железной дороге.
Встречаюсь с Татьяной Гагариновой. Она — вдова машиниста-ветерана Александра Анатольевича Гагаринова, умершего около двух лет назад. Узкоколейная железная дорога — «лагерная», но машинисты были вольными.
В 1999 году здесь я сталкивался с какой-то мразью, отнёсшейся резко враждебно. Мало что было изучено. Впрочем, фотоаппарата тогда все равно не было.
В Буреполоме узкоколейная железная дорога полностью разобрана. В Южном — остался небольшой участок. Это 12 километров пути, до бывшего моста через реку Ошма. По нему местные жители ездят к реке на рыбалку. Всё остальное разобрано.
Ещё стоят пассажирские вагоны и два тепловоза в депо.
Начальник колонии — чужак, прислан сюда из Дзержинска. Для него эти места — не родные, он не будет «болеть» за них.
Постоянно говорят о закрытии исправительной колонии. Если это произойдёт — это будет смерть немаленького посёлка Южный и удар по всему Тоншаевскому району, так как колония — важный работодатель.
Руководство тюремного ведомства хочет приблизить исправительные учреждения к крупным городам. В России идёт повальное закрытие колоний, расположенных в «непрестижных», слишком отдалённых местах — будь то Чердынский район Пермского края или Ивдельский район Свердловской области. И не принимается во внимание тот факт, что в этих районах колонии были последним, что поддерживало там жизнь.
Южный. Время 11:37.
Татьяна Гагаринова провела в локомотивное депо. ТУ6П-0028, на котором работал Александр Гагаринов, ещё стоит. Объясняю, как важно было бы сохранить машину в музее — хотя понимаю малореальность этого.
Южный. Тепловоз-автомотриса ТУ6П-0028 (информация о номере от Сергея Костыгова)
в локомотивном депо. Время 11:44.
Автомобильный въезд в Южный. Время 12:03.
Железнодорожная станция в Южном. Время 12:07.
Пешком до развилки дорог на Ошминское и Кодочиги. Отсюда подвезла до Тоншаево та же самая семья, что доставила в Южный, причём в том же составе.
Они ехали в Пижму. Но я решил выйти в Тоншаево и добраться до одноимённой станции, чтобы сфотографировать разобранную линию Тоншаево — Сява.
Развилка автодорог в окрестностях Южного. Время 12:52.
Тоншаево. Время 14:33.
Тоншаево — большое старинное село (официально посёлок городского типа). Выглядит благополучно и цивилизованно, резко контрастирует с вымирающим Тоншаевским районом.
Покупаю продукты в магазине «Магнит». Отправляюсь на станцию Тоншаево, до которой 12 километров. В июне 1999 года весь этот путь я прошёл пешком.
Тоншаево. Время 14:35.
На этот раз полностью преодолевать пешком всю дорогу до станции не пришлось. Я дошёл только до въезда в деревню Ошары.
Населённый пункт это в прошлом значимый — судя по тому, что улица в центре Нижнего Новгорода называется Ошарская. Нигде больше в мире такого названия нет — ни Ошары, ни Ошарская.
От Ошар до пристанционного посёлка Шайгино подвёз доброжелательный местный житель. Пожарный, жаловался на зарплату. Утверждают, что средняя зарплата в МЧС 70 000 рублей, но у нас — 12 000. Сколько же у руководства — 10 миллионов?
Станция Пижма. Время 17:36.
Враги Родины полностью разобрали железную дорогу Тоншаево — Сява. Крупные в прошлом посёлки Вахтан и Сява постепенно превращаются в «призраки».
Электропоезд до Пижмы. Электропоезд Пижма — Киров до Ломовской — последняя остановка перед станцией Киров. Ночёвка между Ломовской и Кировом.
Необычно оформленный гараж в Пижме. Время 17:40.
Расписание движения электропоездов по станции Пижма. Резкое сокращение по сравнению
с прошлым годом. Но в начале 2015 года движение здесь было отменено полностью.
Оно возобновилось после гневной речи В. В. Путина.
Время 17:45.
Ранним утром — выезд пригородным поездом Киров — Пинюг до станции Безбожник.
Мост через реку Вятку на перегоне Матанцы — Гирсово. Время 6:54.
Кобринская узкоколейная железная дорога, самая мощная в мире среди лесовозных узкоколейных железных дорог, несмотря ни на что, остаётся грандиозной.
Диспетчерская на станции Кобра Кобринской узкоколейной железной дороги. Время 10:45.
Вагон на станции Кобра Кобринской узкоколейной железной дороги. Время 11:06.
Пригородным поездом Пинюг — Киров — до соседней станции Комсомольский. Здесь — главная станция Октябрьской узкоколейной железной дороги.
Посёлок Октябрьский. Время 15:37.
Лес перестали возить в апреле. В ближайшие дни движения не будет. Не исключена полная разборка вскоре.
Нижний склад в Октябрьском. Время 16:09.
Станция в Октябрьском. Время 16:30.
Выезжаю пригородным поездом Киров — Луза. В мае и июне в большинстве дней он отменён из-за ремонта пути. Но сегодня идёт.
Размышляю: до какой станции ехать? Решаю: до Опарино!
Станция Комсомольский (посёлок Октябрьский). Прибывает поезд сообщением
Киров — Луза, на котором я решил ехать до Опарино. Время 18:04.
Захожу в диспетчерскую узкоколейной железной дороги. Как ни странно, в 2015 году периодически, по редким датам, курсирует пассажирский поезд Опарино — Ула. Копирую приказ о его назначении.
Посёлок Опарино изменился в лучшую сторону. Появился магазин «Магнит», которого в 2014 году не было.
Опарино. 26 мая, время 9:25.
Недалеко от вокзала находится районная библиотека. Расположение известно по поездке в 2014 году, но внутрь я тогда не попал.
Сейчас библиотека работала. Захожу, представляюсь, интересуюсь материалами по железной дороге.
Таковые здесь есть, и в немалом количестве.
В данный момент в библиотеке находилась Татьяна Тунгусова — главный редактор самого известного веб-сайта Опаринского района «Опаринская Сорока». Публикации этого сайта мне известны. Рассказываю о своей деятельности.
Татьяна Тунгусова подарила книгу-сборник своих стихов. Я, к сожалению, собственные книги не взял, только «визитки».
Об Опарино мной будет написано очень много всего, но для этого нужно время, которого нет.
Выезжаю пригородным поездом Киров — Пинюг до Пинюга.
Станция Латышский. Время 11:36.
Станция Латышский. Время 11:38.
Станция Альмеж. Время 11:54.
Пинюг, крупная станция Вятско-Двинской железной дороги. Смена локомотивных бригад, конечный пункт пригородных поездов.
Пригородный поезд сообщением Пинюг — Христофорово (РА1-0094, в расписании указан как Пинюг — Луза) до Лузы.
Внутренний вид поезда сообщением Пинюг — Христофорово. Время 13:11.
Поезд сообщением Пинюг — Христофорово на станции Лунданка. Время 14:13.
Купание в реке Лузе. Недолго: вода не прогрелась, несмотря на жару.
Платформа 296 км. Пьяница, приехавший сюда из Лунданки
и завалившийся на платформе. Время 15:36.
Платформа 296 км. Время 15:37.
Город Луза. Время 16:50.
Все северные районы Кировской области выглядят неухоженными, запущенными, депрессивными (особенно в нелетнее время). Лузский, Опаринский и Подосиновский районы — это «бездорожье», в них почти нет асфальта. Пыль, ямы, развалины, дух нищеты.
Но на этом фоне, бывает, проезжают роскошные «джипы» стоимостью миллион рублей и больше. Рядом с жуткими бараками, на пыльных грунтовых улицах, стоят роскошные новые дома, стоимость строительства которых — многие миллионы рублей. Я о таком доме мог бы только мечтать.
Как видно, здесь есть богатые люди. И самое главное — они не считают нужным отсюда уезжать, хотя имеют такую возможность. Значит, не всё потеряно.
Пусть исчезнут позорные бараки, да и вообще любые многоквартирные дома — не должно их быть! Пусть все будут жить так же!
Появится асфальт, появится крытая застеклённая территория с тропическими цветами и пальмами внутри — это необходимо в местах, где только 4 месяца из 12 являются комфортными. Пройдёт трамвай по маленькому городку Луза, вместо ковыляющих в клубах пыли «скотовозных» ПАЗиков.
Дом зажиточных жителей Лузы. Время 16:59.
Молодой местный житель на легковой машине подвёз до Лальска. Как оказалось, несмотря на открытие дороги Мураши — Опарино, из Лузы в Киров все ездят, как и в прошлые годы, через Коми. Это на 150 километров длиннее, чем по железной дороге.
Воскресенский собор в Лальске. Время 17:51.
Пешком пять километров до Таврического.
Деревня Никулино между Лальском и Таврическим. Время 18:15.
Улица в Таврическом. Время 19:35.
Станция Таврическая. Время 9:07.
Таврический (формально удалённая часть Лальска) — начальный пункт Аникинской узкоколейной железной дороги. В сентябре 2005 года здесь я переночевал в доме Сергея Ивановича Пересторонина на Клубной улице, утром выехал в лес рабочим поездом. Самая дальняя посещённая точка — Мирный, причём кратковременно.
Доходили слухи, что узкоколейную железную дорогу вскоре полностью разберут. Нужно проделать тотальную фотодокументацию.
Женщина-диспетчер сказала, что сейчас вывозки леса нет — закончилась весной. Будущее не решено.
В лесу, на ветке от 43 километра, находится бригада рабочих, которые сажают саженцы сосны на месте вырубки.
Послезавтра утром к ним поедет тепловоз — доставит какого-то человека, который ездил в Киров. Тепловоз сразу же вернётся обратно. Рабочие вернутся из леса с другим тепловозом через сколько-то дней.
Решаю на следующий день выходить в лес, а в обратном направлении ехать тепловозом.
Ночёвка в заброшенном доме.
Утром другая женщина-диспетчер сказала, что тепловоз в лес недавно ушёл, и сейчас уже на 23-м километре.
Что делать? Прорабатываю разные варианты. В итоге решаю неспешно двигаться в Лузу, изучать железную дорогу Панасюк — Подосиновец, хотя это изначально планировалось на обратном пути. Затем возвращаться, идти в лес и возвращаться с «лесосажателями», когда они поедут домой.
Расписание движения автобуса Таврический — Луза. Время 9:38.
«ПАЗик» на Лальск-Лузу. Время 10:29.
Из Лальска выхожу в Лузу «левобережным» маршрутом. По глухой, почти бездорожной местности, в стороне от цивилизации, сквозь заброшенные деревни.
Понтонный мост через реку Луза у деревни Красавино. Время 11:22.
Начало дороги на Заборье. Время 12:13.
Деревня Большое Заборье. Время 14:18.
Ершовская Запань. Время 15:20.
Обрывистый берег Лузы у деревни Ершово. Время 16:13.
Обрывистый берег Лузы у деревни Ершово. Время 17:17.
Ночёвка в Ершово.
Деревня Турково. 28 мая, время 8:07.
Деревня Турково. Время 8:08.
На последнем небольшом участке за селом Куликово подвёз местный житель на «Ниве».
Дорога на Лузу. Время 9:06.
Пригородным поездом — до станции Пинюг. Завтра утром предстоит выезжать в Подосиновец, на тупиковую линию широкой колеи, где пассажирский поезд курсирует раз в два дня. Осмотрю Пинюгскую узкоколейную железную дорогу.
Пинюг. Вид с вышки. Время 13:44.
Купаюсь в пруду на 1-м лагпункте.
Пруд на 1-м лагпункте в окрестностях Пинюга. Время 14:49.
Поезд следует в Пинюг через дамбу у пруда. Рабочие возвращаются с посадки леса. Время 15:58.
Как выяснилось, на Пинюгской узкоколейной железной дороге осталось 27 километров пути. Сохранилась только та линия, которая проходила через бывший посёлок Мирный. Магистраль от 7 километра на север разобрана.
Сейчас каждый день утром выезжает поезд с рабочими, едущими в конец линии на посадку саженцев деревьев. Вечером они возвращаются. Будущее неизвестно. Возможно полная разборка в скором времени.
Ночёвка в Пинюге. Рано утром выезд пригородным поездом Пинюг — Панасюк — Подосиновец. Он в ходу раз в два дня. Представляет собой тепловоз ЧМЭ3 с двумя вагонами, один из которых следует из Кирова.
Разъезд Октябрьский. Пока ещё я на главном ходу Киров — Котлас. Ничего, кроме леса,
нет на много километров вокруг. Время 6:31.
Линия Панасюк — Подосиновец. Протяжённость 32 километра. Тупиковая линия. Малоизвестный, почти никем не посещаемый участок Российских железных дорог.
Каким-то чудом здесь сохранилось пассажирское движение, вопреки повсеместной и обвальной отмене пассажирского движения в первую очередь именно на таких линиях. Хотя все эти места автомобильно доступные. На этой линии нет никаких деревень без автомобильного доступа — в отличие, например, от линии Земцы — Жарковский.
Пригородный поезд Пинюг — Подосиновец состоит из двух вагонов, один из которых — беспересадочный вагон Киров — Подосиновец. От Кирова до Пинюга идёт в составе поезда дальнего следования Нижний Новгород — Воркута. Такого тоже больше почти нигде нет. Осталось, вероятно, ещё Суккозеро — Лендеры.
Единственная фотография якобы из Подосиновца на Parovoz.com — вот: http://parovoz.com/newgallery/pg_view.php?ID=96051&LNG=RU. На самом деле это не Подосиновец, а Маялово, хотя это и рядом.
Поиск по картинкам — почти ничего продуктивного.
Пассажирское движение есть не только «потому что звёзды так расположились». Местные жители грозили серьёзным протестом, власть испугалась: http://kirovnet.ru/news/2011/05/05/podosinovec-gotov-uyti-v-vologodskuyu-oblast (проиллюстрировано «левой» фотографией узкоколейной железной дороги).
Линия Панасюк — Подосиновец была последней ещё не проезженной мной линией Горьковской железной дороги с действующим пассажирским движением. Осталось добить ещё Новозыбков — Климов — и таковых не будет и на Московской. Хотя станцию Климов я обследовал в 1999 году.
Поезд прибыл на станцию Подосиновец. Время 8:13.
Станция Подосиновец находится в посёлке Демьяново, почти за десять километров от собственно Подосиновца — районного центра. По неподтверждённым данным, посёлок Демьяново когда-то собирались превратить в город Конев в честь маршала Ивана Конева, родившегося в селе Лодейно Подосиновского района.
Посёлок Демьяново. Мемориал в память Великой Отечественной войны. Время 8:24.
Столовая в Демьяново. Время 10:23.
Походив по посёлку Демьяново, возвращаюсь на станцию Подосиновец и выполняю фотодокументацию перегона Подосиновец — Маялово. Потом в Лузу и Таврический.
Станция Подосиновец. Время 10:27.
Вид в сторону станции Подосиновец со стороны Маялово. Время 11:43.
Дорога Подосиновец — Луза. Деревня Курья. Время 13:43.
Развилка на дороге Подосиновец — Луза. Время 14:00.
Дорога Подосиновец — Луза. Переезд у Лунданки. Время 14:34.
Впереди — посёлок Таврический. Время 17:28.
Ночёвка в Таврическом. Насчёт тепловоза женщина на станции меня обманула. Решаю совершать «скоростной» переход.
Тепловоз вернулся из леса на станцию Таврическая. Я начинаю
«скоростной» переход в Мирный. 30 мая, время 4:38.
Мирный. Преодолено 35 километров. Время 11:51.
Мирный. Время 11:55.
Мирный. Время 20:42.
Мирный. Охотник идёт на станцию, к «пионерке». Время 20:42.
Мирный. Время 7:37.
Ус на юг от 43 километра. Время 10:22.
Тупик уса у реки Лёхта. Время 13:34.
Бригада, жившая в лесу в течение двух недель, вернулась в Таврический.
Справа — машинист тепловоза. Время 17:13.
Таврический.
Таврический. Вид с вышки на нижнем складе. Время 6:26.
Дорожный указатель в Лальске. Время 7:25.
Автостопом небольшой участок Лальск — Луза. Оттуда — в Москву.
Дорога Лальск — Луза. Время 7:54.
Итоги экспедиции: проезжена и изучена последняя ещё не проезженная на тот момент линия Горьковской железной дороги с уцелевшим пассажирским движением, линия Панасюк — Подосиновец. Проведена большая работа по тотальной фотодокументации почти всей действующей части Аникинской узкоколейной железной дороги.
06.06.2015 © Автор «Сайта о железной дороге»
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу