ID: 6933

ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА МЕЖДУ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫМ И БАЛАШИХОЙ

61
По состоянию на 2014 год, нижеприведённое не является ни реально существующим объектом, ни проектом или замыслом на сколь-нибудь официальном уровне.
Обсуждения:
http://www.zheldor.info/forums/index.php?showtopic=13248&hl=,
http://www.olgino.info/forum/topic/33592-идея-создания-детской-железной-дороги-в-железн/,
https://vk.com/topic-235490_29975190

Московский регион (субъекты Российской Федерации Москва и Московская область) имеет почти двадцатимиллионное население, с устойчивой тенденцией к росту. Здесь сосредоточена почти одна седьмая часть населения России — но лишь одна из 26 детских железных дорог России.
Ситуация неправильная. Для Московского региона, с учётом численности населения и насыщенности железнодорожными предприятиями, было бы нормальным наличие трёх-пяти малых железнодорожных магистралей.
Среди некоторой части жителей Московской области существует мечта о создании детской железной дороги по направлению станция Железнодорожная — город Балашиха.
Что такое детская железная дорога (ДЖД)? Говоря кратко — это одновременно учебно-воспитательное учреждение, вид городского (пригородного) транспорта и экскурсионно-развлекательный объект. Нередко ДЖД становится одной из главных достопримечательностей города, предметом гордости его жителей.
Детская железная дорога, несмотря на употребление термина «детская», никоим образом не является «большой игрушкой» или аттракционом. К названным вещам детская железная дорога не имеет ни малейшего отношения.
Детская железная дорога — крупное сооружение, полноценный транспортный объект. Стоимость строительства некоторых наиболее капитальных станций ДЖД сопоставима со стоимостью сооружения простой станции метро.
Но есть и «облегчённые» варианты детских железных дорог. Их стоимость во много раз ниже. Здесь всё зависит от финансовых возможностей.
Детские железные дороги существуют в СССР и России с 1930-х годов. Число детских железных дорог постепенно увеличивается. Только в 2005-2007 годах в России появились три новые «малые магистрали» — Новосибирская, Казанская и Кемеровская. Строительство велось при совместном финансировании со стороны ОАО «РЖД» и региональных администраций.
Для создания детской железной дороги требуется заинтересованность властей города (региона) и администрации железной дороги. Желательные условия для её появления — наличие предприятия железнодорожного транспорта, наличие свободной территории.
Желательна такая трассировка, при которой на дороге будет пассажиропоток. Это связь города с зонами отдыха, лесными массивами или садовыми участками.
Между Железнодорожным и Балашихой всё это есть. На станции Железнодорожная находится ТЧ-4 Московской железной дороги. Это одно из крупнейших моторвагонных депо.
К северу от станции находится лесной массив. В нём по трассе возможной детской железной дороги есть два озера — Лесное (Дальнее, Заячье) и Безменковское. Эти озёра — одни из немногих доступных жителям мест купания.
Безменковское озеро, по состоянию на 2014 год, находится на закрытой территории воинской части. Но закрытую территорию давно пора сократить, никакого ущерба армии это не принесёт.
Детская железная дорога может иметь «выходы» одновременно к двум городам — Железнодорожному и Балашихе, с суммарным населением свыше 300 тысяч жителей. Это означает, что на дороге гарантирован стабильный пассажиропоток.
В случае трассировки по направлению станция Железнодорожная — южная часть Балашихи протяжённость дороги составит 5 километров. Возможна трассировка на посёлок Северный, транспортное сообщение с которым является наиболее проблемным.
Юные железнодорожники обычно водят поезда только летом. Но в остальное время дорога могла бы обслуживаться взрослыми сотрудниками. Нет сомнений, что многие потенциальные пассажиры выбрали бы поезд, как альтернативу медленным и неудобным автобусам и «маршруткам», следующим в Балашиху через Кучино.
Цена на билет может быть выше традиционных видов транспорта. Пассажиропоток в любом случае будет благодаря «безпробочному» движению. Необычность и экзотичность дороги будет привлекать туристов из других городов и регионов.
Примером и позывом к действию может служить канатная дорога Нижний Новгород — Бор, открытая в 2012 году. Это дорогостоящее сооружение, стоимость строительства и эксплуатации которого в разы выше, чем узкоколейной железной дороги. Канатная дорога сокращает путь в город Бор, по сравнению с перегруженной автодорогой. Несмотря на высокую стоимость проезда, на ней есть пассажиропоток.

Условная схема возможной будущей детской железной дороги на основе карты масштаба 1:50 000,
изданной в 1987 году (западная часть), 1985 году (восточная часть).

Все детские железные дороги имеют узкую колею, обычно 750 мм. При прокладке пути при необходимости можно обойтись без вырубки деревьев — достаточно уже существующих просек. Места для такой дороги нужно не больше, чем для парковой пешеходной дорожки. Поэтому там, где по экологическим соображениям нельзя строить автодорогу или железную дорогу широкой колеи — строительство узкоколейной железной дороги допустимо.
Примером может служить город Новосибирск. В нём детская железная дорога была построена в Заельцовском лесопарке, имеющем заповедный статус. Вырубки деревьев для этого почти не потребовалось.
В Московском регионе, по состоянию на 2014 год, есть одна детская железная дорога. Она находится в посёлке Кратово, вплотную прилегающем к городу Жуковский (http://infojd.ru/06/mmjd.html). Но одна дорога при суммарном населении Москвы и Московской области примерно двадцать миллионов жителей — это ничтожно мало. Не все желающие могут устроить своих детей на «Кратовскую» детскую железную дорогу, и не все могут позволить себе регулярные поездки на неё.
Детская железная дорога вполне востребована даже в небольшом городе Лиски Воронежской области, с населением около 50 тысяч жителей (http://infojd.ru/12/liski-djd.html). Причём востребована как среди пассажиров, так и среди детей, желающих стать юными железнодорожниками.
Детские железные дороги обычно создавались благодаря инициативе «снизу», и поначалу все они выглядели несбыточной мечтой. Вначале были «несерьёзные» по всем признакам замыслы небольшой группы лиц, а затем — (пусть и спустя многие годы) — появление таких грандиозных сооружений, как, например, Казанская ДЖД.
Любая узкоколейная железная дорога — экзотический, очень нестандартный объект. Появление такой дороги выделило бы Железнодорожный из «серой массы» одинаковых городов, принесло бы ему известность, привлекло бы туристов.
Необходимо ещё раз подчеркнуть, что в пользу этого замысла — наличие на дороге (в случае её появления) стабильного пассажиропотока. А это значит, что дорога могла бы быть самоокупаемой, в отличие от многих других детских железных дорог, где стабильного пассажиропотока нет в силу неудобного географического положения, недостаточного числа населения.
Возможный вариант работы дороги: с юными железнодорожниками летом по выходным дням. С профессиональным взрослым персоналом по рабочим дням и в остальное время года. Стоимость проезда по рабочим дням, когда дорога будет использоваться в качестве повседневного транспорта, может быть значительно ниже, чем по выходным дням.
Всех, кому не безразлична данная тема, призываю продвигать её. Самое правильное — рекламировать её не только наиболее доступным способом, то есть в компьютерной сети «Интернет», но и в полноценных средствах массовой информации. Довести идею до сведения заинтересованных лиц в администрации Московской железной дороги, Московской области и муниципальных образований.
_____________________________________________________________________________________________
ФОТОГРАФИИ ВОЗМОЖНОЙ ТРАССЫ УЗКОКОЛЕЙНОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГИ
_____________________________________________________________________________________________


Работы по вырубке леса у автодороги Железнодорожная — Северный. Повреждённый короедом
лес предполагается ликвидировать, а затем высадить заново. С этой работой было бы
идеально совместить строительство детской железной дороги.
Май 2014 г.


Асфальтированная дорога от станции Железнодорожная на Северный, грунтовая дорога
к Лесному озеру и далее в южную Балашиху (налево).
Май 2014 г.


Грунтовая дорога между Лесным озером и южной Балашихой.
Май 2014 г.


Южная часть Безменковского озера. Попасть сюда на данный момент весьма непросто.
Для этого нужно продираться по едва заметной тропе через бурелом
и по колено в болоте, неся велосипед на руках.
Май 2014 г.


Основная часть Безменковского озера.
Май 2014 г.


ИЗОБРАЖЕНИЯ


02.06.2014 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
«Сайт о железной дороге — дополнительные страницы» — к началу
на главную страницу «Сайта о железной дороге»