Добавлена более удобная навигация по сайту через привязку по тегам. Восстановлен и заменён ряд материалов. Подробнее
ID: 2920

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ТРАМВАЙ

141
Трамвай в городе Набережные Челны — по состоянию на 2016 год, одна из крупнейших и одна из лучших трамвайных систем Российской Федерации. «Система — исключение», выделяющаяся на фоне остальных. Почти всюду трамвай уничтожают, и только в Набережных Челнах он развивается.
Набережные Челны (на татарском языке Яр Чаллы) — второй по величине город Татарстана. Не является региональным центром. Тем не менее, входит в число крупнейших городов России.
Село Набережные Челны основано в 1626 году, изначально деревня Чалнинский починок. В XIX веке стало крупным центром хлебной торговли. С 10 августа 1930 года — город Набережные Челны.
В 1960 году с опозданием почти на пятьдесят лет от изначальных планов сюда пришла железная дорога. До 1982 года она была тупиковой. В 1963 году началось строительство Нижнекамской ГЭС, в 1969 году началось строительство Камского автомобильного завода (КамАЗ).
Одновременно с КамАЗом строилась трамвайная система. Первые пробные поездки трамвая были произведены в 1972 году. Регулярное пассажирское движение с 8 октября 1973 года.
Долгие годы «Трамвайное управление» было составной частью Камского автомобильного завода. Окончательный переход в собственность города произошёл лишь в 2013 году.
Именно благодаря гигантскому заводу, производящему грузовые автомобили, Набережные Челны известны в России и в мире. КамАЗ был всесоюзной стройкой, крупнейшей для своего времени. Вторая подобная стройка, начавшаяся на три года раньше — Волжский автомобильный завод по производству легковых автомобилей в Тольятти.
Набережные Челны, как и Тольятти, называют Автоградом. В Тольятти, в отличие Набережных Челнов, трамвая нет. Именно поэтому волжский «автоград» резко проигрывает камскому в своём внешнем облике и уровне цивилизованности.
К сожалению, старые Набережные Челны были почти полностью разрушены в ходе строительства «автограда». Среди немногочисленных старинных объектов — элеватор 1917 года постройки на берегу Камы.
Нынешний город — это бесконечные панельные «многоэтажки» на пятнадцать километров в длину, три километра в ширину в северной части. И промышленная зона «КамАЗа», длиной 6,6 км с юга на север, шириной 5,9 км, периметром 25 километров.
Население города, по состоянию на 2016 год — 526 тысяч жителей. Численность населения в Татарстане, в отличие от большинства регионов России, с каждым годом растёт.
С 19 ноября 1982 года по 6 января 1988 года город назывался Брежнев, в честь Генерального Секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, умершего 10 ноября 1982 года.
Брежнев, занимавший высший пост в СССР с 1964 года, здесь никогда не был. Но считается причастным к истории города, так как именно при его руководстве страной началось строительство «КамАЗа». С появлением на карте этого названия вернулось время переименований в честь «вождей», прерванное тридцатью годами раньше со смертью Сталина. Вскоре соседний Ижевск был переименован в Устинов, а Рыбинск — в Андропов. Потом появился город Черненко (Шарыпово) — но он был маленьким, в отличие от трёх предыдущих.
Все эти названия вызвали резкое неприятие жителей и были устранены с приходом «перестройки». Мало кто эти названия помнит. Но в паспортах у всех, кто родился между вышеназванными датами, положено указывать как место рождения город Брежнев.
Подвижной состав в Набережных Челнах, по состоянию на 2015 год, всегда был представлен исключительно вагонами производства Усть-Катавского завода. Преобладающий тип — КТМ-5 (71-605).
Трамвайная сеть имеет капитальный характер и признаки скоростной системы. Нет ни одного участка, где трамвайный путь совмещён с дорожным полотном в продольном направлении.
Расстояние от крайней южной станции «Сидоровка» у железнодорожного вокзала до крайней северо-восточной станции «Литейный завод» в промышленной зоне по старой трассе через улицу Низаметдинова и Казанский проспект составляет 23 километра.
http://transphoto.ru/photo/265491 — схема трамвайной сети, 2010 год
По состоянию на 2015 год, работает одно депо, что выглядит странным для большой системы. Строительство второго депо на севере города было начато в 1980-х годах, не завершено.
После 1991 года в Набережных Челнах продолжается строительство новых линий. 15 декабря 2006 года была открыта линия по проспекту Сююмбике от 45-го комплекса до 16-го комплекса. Комплексами в Набережных Челнах именуют то, что в других городах называется микрорайонами.
8 октября 2008 года была открыта линия по улице Беляева, 16-й комплекс — Московский проспект.
В феврале 2014 года началось строительство запланированной ещё в 1970-е годы линии на проспекте Мира и Набережночелнинском проспекте. Это кратчайший путь из северной (основной) части города в южную часть, где находится железнодорожный вокзал и плотина Нижнекамской ГЭС.
Строительство было выполнено за несколько месяцев. При этом использовался подвижной состав магистральной железной дороги: вагоны-хопперы, вагоны-платформы, самоходный кран. Возможно, и тепловозы.
12 декабря 2014 года линия на проспекте Мира и Набережночелнинском проспекте была открыта с участием президента Татарстана Рустама Минниханова.
На мой взгляд, систему следовало бы превратить в скоростную. Как минимум на главной линии по направлению север-юг расстояние между остановками должно быть увеличено по меньшей мере до одного километра. На всех пересечениях с автодорогами должны быть поставлены автоматические шлагбаумы.
Представляется реальным повышение скорости движения с нынешних 17-19 км/час (в зависимости от маршрута) до 30 км/час. Жаль, что этого нет, трамвай остаётся в целом типовым и медленным.
Конечно же, по сравнению с другими системами, скорость Набережночелнинского трамвая и в нынешнем виде неплохая. Трамвай более быстрый, чем, к примеру, в Конотопе, в Москве, в других городах со старой застройкой. Но здесь нужно большее!
На мой взгляд, не хватает линии в промышленной зоне от «Кузнечного завода» до «Литейного завода». В случае устранения этого разрыва появилось бы кольцо по промышленной зоне, что удобно.
Поездки автора
Впервые я проехал в Набережночелнинском трамвае 3 августа 2009 года, двигаясь автостопом из Уфы в Казань. Проезжаю от остановки «ГИББД» до южной конечной станции «Сидоровка». Затем — пешком к автомобильному выезду на Казань, до которой остаётся двести километров.
Полное описание экспедиции: http://infojd.ru/dop/poezdka2009kz.html.
Октябрь 2009 года. Прибываю в аэропорт Бегишево из Москвы-Внуково рейсом авиакомпании «Авианова». Аэропорт находится на полпути от Набережных Челнов до Нижнекамска, и называют его «вперемешку» — как Набережные Челны, так и Нижнекамск.
Вначале — изучение Нижнекамского трамвая. Не полностью, так как нужно было успеть на единственный поезд Нижнекамск — Набережные Челны — Алнаши.
Пригородным поездом в виде автомотрисы РА1-0017 — от станции Нижнекамск до станции Набережные Челны. Ночёвка в заброшенном строении между станцией Набережные Челны и берегом Камы, на территории «Энергорайона».
Утро 3 октября. Задача — до отправления поезда на Ижевск проездить всю без исключения трамвайную сеть. Она была выполнена. От «Сидоровки» — последовательный проезд всех линий. Проездить Набережночелнинский трамвай удалось значительно быстрее, чем сети такого же масштаба в других городах. Полное описание готовится.
Выезжаю пригородным поездом Набережные Челны — Ижевск в сторону Чепецкой узкоколейной железной дороги.
30 октября 2009 года. Поездка по направлению Москва-Внуково — аэропорт Бегишево — Орловское — Ува — Набережные Челны — Бугульма — Уфа — Красный Ключ — Чапаевск — Саратов. Фотографирую трамвай только в «ГЭСовской» части города.
1 сентября 2014 года. В Набережных Челнах в ходе пересадки с поезда Бугульма — Набережные Челны на поезд Набережные Челны — Ижевск. Фотографирование трамвая только вблизи Сидоровки. Описание поездки: http://infojd.ru/dop/poezdka2014igsg.html.

16.01.2017 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
на главную страницу