ID: 4934

МАЛАЯ ЮГО-ЗАПАДНАЯ (КИЕВСКАЯ) ДЕТСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

177
Малая Юго-Западная (Киевская) детская железная дорога находится в черте города Киева, к западу от центра. Местонахождение — район Сырец, Сырецкий парк.
Примечательна следующими фактами: на Малой Юго-Западной детской железной дороге имеется действующий паровоз. На ней имеется огромный по меркам узкоколейных железных дорог мост через овраг.
Дорога имеет кольцевую конфигурацию. Вдобавок к традиционному кольцу, имеется также «внутрикольцевая» линия. Теоретически движение возможно по разным маршрутам, не только кольцевым, но и петлевым.
Протяжённость кольца составляет 1700 метров. Протяжённость «внутрикольцевой» линии между крайними стрелками составляет 700 метров.
Киев — столица Украины. Является не только центром Юго-Западной железной дороги, но и центром всей железнодорожной отрасли Украины. Детская железная дорога в Киеве, тем не менее, по масштабам значительно меньше Запорожской детской железной дороги.
Строительство детской железной дороги в Киеве началось в 1952 году. Торжественное открытие состоялось 2 августа 1953 года. В нём участвовал начальник Юго-Западной железной дороги, легендарный машинист-стахановец, Герой Социалистического труда Пётр Фёдорович Кривонос.
В 1953 году была открыта только первая очередь дороги. В 1954 году её длина увеличилась.
Первоначально Малая Юго-Западная (Киевская) детская железная дорога была петлевой, с тремя станциями: Пионерская (по данным на 2007 год, закрыта), Спортивная, ныне Яблонька, Техническая, ныне Вишенка.
В 1954 году был открыт новый участок, с грандиозным виадуком (мостом через овраг) и станцией Комсомольская. Она находилась вблизи пересечения улиц Тимофея Шамрыло и Рижской.
Конфигурация дороги оставалась петлевой, по типу нынешней Запорожской детской железной дороги.
В конце 1960-х годов в связи со строительством городской клинической больницы №9 была закрыта станция Комсомольская и ведущий к ней участок линии. Взамен был построен небольшой участок от виадука в сторону станции Яблонька. Таким образом, трасса детской железной дороги стала кольцевой. Причём, помимо основного кольца, есть ещё и внутренняя линия.
Похожая конфигурация, помимо Киева, была только в Ростове-на-Дону. Но там внутренний путь кольца разобран.

Малая Юго-Западная (Киевская) детская железная дорога на топографической карте
масштаба 1:100 000, изданной в 1992 году.


Малая Юго-Западная (Киевская) детская железная дорога на плане города, изданном в 200? году.

Малая Юго-Западная (Киевская) детская железная дорога на плане города.

Малая Юго-Западная (Киевская) детская железная дорога на спутниковых снимках
(источник — «Wikimapia.org», ориентировочно 2012 год).

Главной станцией изначально считалась Пионерская, хотя там никогда не было путевого развития. Фактически главной станцией была Техническая (Вишенка). Там всегда было путевое развитие, там стояли локомотивы и вагоны до открытия станции Комсомольская и после её закрытия.
В годы работы станции Комсомольская на ней действовало локомотивное депо, согласно публикации из журнала «Электрическая и тепловозная тяга». После закрытия Комсомольской весь подвижной состав хранится под открытым небом.
Первым локомотивом «малой магистрали» Киева был паровоз Гр-336. В 1957 году поступил тепловоз ТУ1-001. Это был первый советский узкоколейный тепловоз (не мотовоз), один из двух построенных тепловозов серии ТУ1.
Тепловоз ТУ1-001 был построен Калужским машиностроительным заводом в 1955 году. Вначале он поступил на узкоколейную железную дорогу Шильда — Совхоз Озёрный Южно-Уральской железной дороги.
Конструктивные недостатки первого тепловоза затрудняли его эксплуатацию на линии длиной более ста километров. Тепловоз решили передать на Киевскую детскую железную дорогу.
Второй тепловоз серии ТУ1 (ТУ1-002) работал на Ташкентской детской железной дороге. Он был порезан ориентировочно в 1970-х годах.
Киевский тепловоз ТУ1 работал до 1992 года. В 1999 году варвары, занимавшие руководящие должности, порезали ценнейшую историческую машину.
В начале 1990-х годов положение Малой Юго-Западной детской железной дороги было очень плохим. Она находилась на грани уничтожения. Впрочем, тогда вся Украина была в состоянии полной разрухи.
Тепловоз Гр-336 в 1990-х годах водил поезда с иностранными туристами на узкоколейной железной дороге Червонского сахарного комбината в Житомирской области.
31 декабря 1998 года сгорел исторический деревянный вокзал на станции Пионерская. Позднее станция Пионерская была закрыта.
По данным на 2007 год, от Пионерской осталась платформа, у которой поезда не останавливаются. Почти вплотную строится «элитный» многоэтажный дом.
В мае 2005 года из Червоного, где к тому времени узкоколейную железную дорогу разобрали, на «родную» Киевскую детскую железную дорогу был возвращён паровоз Гр-336. Во многом это заслуга Анатолия Стеценко — одного из первых выпускников детской железной дороги, который в 1953 году был юным машинистом на этом паровозе.
Поездка автора (2007 год)
Я впервые побывал в Киеве в апреле 1997 года, добравшись сюда из Москвы на пригородных поездах. Бывал здесь почти каждый год, зачастую по много раз: 1998, 1999, 2000, 2001, 2003, 2004, 2005.
Но только в 2007 году я добрался до детской железной дороги. Прибываю в Киев целенаправленно, выяснив дни движения поездов. С 9 мая по 10 июня — движение по воскресеньям. С 10 июня до конца августа — по субботам и воскресеньям, а также в «День незалежности» — 24 августа и День Конституции — 28 июня.
На вокзале Киев-Пассажирский я вышел из электропоезда в позднее время. Погода мерзкая, был дождь — один из «худших врагов» путешественника. Пришлось использовать нетипичный для лета метод ночлега: ночёвку в замаскированном уголке подъезда жилого дома, выше последнего этажа.
Утро 8 июля. Хорошая солнечная погода, как и должно здесь быть. Нахожу детскую железную дорогу.
Осмотр начался со второстепенной станции Яблонька. Выполняю пешую фотодокументацию, двигаясь против часовой стрелки. Осматриваю грандиозный мост через овраг.
Вот и станция Вишенка — главная на дороге. Проезжаю в поезде.

Билет для проезда в поезде. Продан 8 июля 2007 года.
Продолжаю пешую фотодокументацию кольца, двигаясь от Вишенки дальше против часовой стрелки. Прохожу недействующую станцию Пионерская. Затем двигаюсь по «внутрикольцевой» линии. Она почти не используется, но пригодна для движения.
Встречаюсь с руководством детской железной дороги, копирую исторические фотографии, фотографирую тепловозы и паровоз.
Здесь осталось два тепловоза — ТУ7А-3192 и ТУ7А-3197. Тепловозов ТУ2 нет, и скорее всего уже не будет. Тепловоз ТУ2-021 был вывезен. В 2005 году его порезали на территории локомотивного депо Дарница, в восточной части Киева.
В Киев собирались передать тепловоз ТУ2-165. Примерно в 2001 году его привезли из Гайворона в депо Дарница. Но на детскую железную дорогу тепловоз по непонятной причине не доставили.
Несколько лет ТУ2-165 стоял в Дарнице на ширококолейной платформе. В 2005 году его вернули в Гайворон.
Паровоз Гр-336 растапливается по праздничным дням. Это День Победы — 9 мая, День Конституции — 28 июня, День независимости — 24 августа.
Дальнейший маршрут экспедиции: на пригородных поездах с ночёвкой в Казатине до Полонного. Буртин, Майдан-Вила, Шепетовка, Здолбунов, Луцк.

ИЗОБРАЖЕНИЯ
ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОТОГРАФИИ
МАТЕРИАЛЫ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ДРУГОЕ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01) (СТАНЦИЯ ЯБЛОНЬКА, НАЧАЛЬНАЯ ТОЧКА «ВНУТРИКОЛЬЦЕВОЙ» ЛИНИИ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, ВИАДУК НАД ОВРАГОМ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03) (СТАНЦИЯ ВИШЕНКА, ПОЕЗДКА В ПОЕЗДЕ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04) (СТАНЦИЯ ВИШЕНКА, ЗАКРЫТАЯ СТАНЦИЯ ПИОНЕРСКАЯ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05) (ПЕШАЯ ФОТОДОКУМЕНТАЦИЯ ЛИНИИ, «ВНУТРИКОЛЬЦЕВОЙ» ПУТЬ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 06) («ВНУТРИКОЛЬЦЕВОЙ» ПУТЬ)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 07) («ВНУТРИКОЛЬЦЕВОЙ» ПУТЬ, СТАНЦИЯ ВИШЕНКА, ПАРОВОЗ ГР-336)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 08) (СТАНЦИЯ ВИШЕНКА, ПАРОВОЗ ГР-336, ВИАДУК НАД ОВРАГОМ)

12.01.2015 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Киевской области»
на главную страницу