ID: 7163

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ, ЛИКВИДИРОВАННЫЕ ПОСЛЕ 1991 ГОДА

369
На этой странице представлен список железнодорожных линий широкой колеи (1520 мм), ликвидированных (полностью разобранных либо приведённых в нерабочее состояние при отсутствии реальных перспектив восстановления) после 1991 года. Как правило, в списке не отображаются линии протяжённостью менее 5 километров.
Актуальность списка: август 2008 года. Список охватывает территорию Российской Федерации и Республики Беларусь. В части ведомственных линий список не является полным.
________________________________________________________________________________________
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
________________________________________________________________________________________

ГОРЬКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Нолька — Новый Цинглок (республика Марий Эл). Участок разобран в основном в течение 2002 года.
******************************** Нерудная — Судогда (Владимирская область). Участок полностью разобран ориентировочно в 2005 году.

ЗАБАЙКАЛЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Укурей — Ареда (Забайкальский край). Протяжённость линии Укурей — Ареда составляла 21 километр. Движения нет с 1997 года. По состоянию на 2008 год, линия была полностью разобрана.

ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Русская Поляна — Кызыл-Ту (Омская область, Акмолинская область Республики Казахстан).
Участок Граничная — Кызыл-Ту не действует с 1990-х годов и почти полностью разобран, участок Русская Поляна — Граничная не действует с 2006 (?) года. Декларируются намерения восстановить.
http://kvnews.ru/archive/2006/jur9(732)/realty/4421/
******************************** Малиновое Озеро — Новоугловское — Локоть (Алтайский край). До 2006 года был частично разобран участок Новоугловское — Локоть. Позднее был разобран также и участок Малиновое Озеро — Новоугловское.
http://www.ap.altairegion.ru/134-03/gv.html
******************************** Сыропятское — Развязка — Левобережный (Омская область, Омский железнодорожный узел). По неподтверждённым данным, участок разобран в 2003 году. Данный участок был электрифицирован.
******************************** Литвиново — Акация (Кемеровская область). По неподтверждённым данным, участок разобран в 1995 году. На тот момент он относился к Кемеровской железной дороге.
******************************** Кокошино — Пихтовка (Новосибирская область).
Ответ из посёлка Северный (станция Пихтовка) касательно состояния железнодорожной линии Кокошино — Пихтовка, январь 1997 года
Участок полностью разобран, демонтаж пути завершён в 2002 (?) году.
http://www.transsib.ru/Article/article-vnovosib01.htm
http://www.dzd-ussr.ru/forum/viewtopic.php?t=881&sid=1
http://fotodoroga.narod.ru/Article/penek-malchiha.html
http://www.vn.ru/news-6093/
http://www.vn.ru/news-6214/
http://www.offroadmaster.ru/MVD/2007.09.1/index01.html
http://www.geocaching.su/?pn=101&cid=3893
http://unla.webservis.ru/sprav/tabl/4/zs/4-33.htm

******************************** Мереть — Среднесибирская (Алтайский край, Кемеровская область).
Двухпутная железнодорожная линия строилась с 1980-х годов, к 1997 году была готова более чем на 80 процентов. Почти везде было открыто рабочее движение. Железная дорога эксплуатировалась ОВЭ (отделением временной эксплуатации).
В 1997 году принято варварское решение о ликвидации железной дороги. Рельсы были сняты в короткий срок, затем по насыпи была проложена автодорога.
http://infopravo.by.ru/fed1997/ch07/akt23884.shtm
http://www.ognikuzbassa.ru/article/12.html?session=30f321424c56cc6db9eae27b8bde836c

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Светлогорск — Приморск (Калиниградская область). По состоянию на 2007 год, рельсы лежат почти везде (на протяжении приблизительно 1 километра рельсы украдены). Участок непригоден для движения.

КУЙБЫШЕВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Амировка — Новочеремшанск (Ульяновская область). Протяжённость линии Амировка — Новочеремшанск составляла 20 километров. Движения нет с 1996 года, позднее линия была разобрана.

МОСКОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Климов — Семёновка (Брянская область — Украина, Черниговская область). Движение было прекращено в 1997 году, основная причина — появление границы. Позднее линия была разобрана.
******************************** Еленск — Дудорово (Калужская область). Участок разобран в 2007 году.
http://briansk.ru/society/200719/26849.html
******************************** Мытищи — Пирогово (Московская область). Пассажирское движение прекращено в 1996 году, грузовое движение — в 2000 году, разобрана в 2001 (?) году. Данная железнодорожная линия была электрифицирована.
******************************** Львово — Казановка (Тульская область). Разобрана в 2007 (?) году. Участок Казановка - Епифань, являвшийся ведомственной линией, был разобран раньше.
******************************** Нахабино — Павловская Слобода (Московская область). Движение было прекращено в конце 1996 года, позднее линия была разобрана. Данная железнодорожная линия была электрифицирована.
******************************** Тёплое — Волово (Тульская область).
******************************** Урванка - Московская (Тульская область). Последний пригородный поезд прошёл в мае 2009 года. Линия была разобрана по преступному сговору властей Новомосковска и компании «РЖД» для строительства автодороги.
******************************** Струково - Дорогобуж (Смоленская область). Движение было прекращено ориентировочно в 2001 году. По состоянию на 2019 год, участок полностью разобран.
******************************** Валутино (Смоленск) - Сошно (Смоленская область). Движение было прекращено ориентировочно в 2014 году. По состоянию на 2019 год, участок разграбляется.
******************************** Северный обход Смоленского узла (Смоленская область). Частично разобран не позднее 1999 года. По состоянию на 2008 год, почти полностью разобран.

ОКТЯБРЬСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Лазаревка (Выборг) Вещево — Житково (Ленинградская область). На участке Вещево - Житково движение было прекращено в 1999 году. По состоянию на 2005 год, участок Вещево - Житково был полностью разобран.
На участке Выборг - Вещево движение было прекращено в 2009 году. По состоянию на 2019 год, участок Выборг - Вещево был полностью разобран.
******************************** Элисенваара — Сювяоро (республика Карелия). Участок полностью разобран.
******************************** Пыталово — Пурвмала — Вецуми (Псковская область, Латвийская республика). Движение было прекращено в 1992 году (основная причина — появление государственной границы). Линия разобрана ориентировочно в 2002 году. http://pskovrail.narod.ru/main525.html
******************************** Мстинский Мост — Веребье — Торбино, «Веребьинский обход» (Новгородская область). Участок полностью разобран в 2002 году, вскоре после того, как движение было переведено на прямой участок.
******************************** Сланцы - Гдов (Ленинградская область, Псковская область). Движение прекращено в 2012 году. Последний пригородный поезд отправился со станции Гдов на Санкт-Петербург в октябре 2012 года. После этого движения не было.
По состоянию на 2019 год, участок Сланцы - Гдов большей частью разобран. Разборка происходила несанкционированно и являлась воровством.
******************************** Валдай - Крестцы (Новгородская область). Последний поезд отправился со станции Крестцы в ноябре 2011 года.
По состоянию на 2019 год, участок Валдай - Крестцы большей частью разобран. Разборка происходила несанкционированно и являлась воровством.
Исключением являются первые 7 километров от станции Крестцы. Там находится «спецплатформа», соседствующая с одной из загородных президентских резиденций. Теоретически туда может прибыть спецпоезд с высшими лицами страны. Поэтому участок Валдай - 7 км поддерживается в сохранном и исправном состоянии.
******************************** Льняная - Сукромля (Твеская область). Статус этой линии менялся. В какое-то время она была часть железнодорожной сети общего пользования, в какое-то время - ведомственной линией.
По состоянию на 2019 год, участок Льняная - Сукромля полностью разобран.

ПРИВОЛЖСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Трубная — Волжский Химкомбинат (Волгоградская область, город Волжский). По неподтверждённым данным, участок полностью разобран в 1996 году. Участок был электрифицирован, использовался для движения пригородных электропоездов.

СВЕРДЛОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Асбест — 29 км — Рефтинская (19 км) (Свердловская область).
Участок пути, соединяющий станцию Асбест с остановочным пунктом Рефтинская (он же — 19 км), по состоянию на 2008 год, частично разобран, частично находится в нерабочем состоянии.

СЕВЕРНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Шежам — Айкино (республика Коми). Участок полностью разобран не позднее 2004 года.

СЕВЕРО-КАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Чапаевка-Ростовская — Краснодонецкая (Ростовская область). Движение было прекращено в 1999 году. По неподтверждённым данным, участок полностью разобран.
******************************** Сосыка-Ейская — Уманская (Краснодарский край). Участок полностью разобран.
******************************** Песчанокопская — Красная Гвардия (Краснодарский край, Ставропольский край). Этот участок был построен в 1980-х годах, имел обиходное название «Горбачёвский БАМ» (участок пролегал через село Привольное — родину президента СССР М.С. Горбачёва, как считается, был построен по его личной инициативе).
Участок полностью разобран после 1997 года.
******************************** Шахтная — Власовские Копи (Ростовская область, город Шахты). Участок разобран в 1997 году. По неподтверждённым данным, имел ведомственную принадлежность.
******************************** Несветай — 1092 км (граница) и далее до станции Бирюково, линия Горная — Должанская (Ростовская область, Украина, Луганская область). Движение прекращено в 1996 году (основная причина — появление границы). Участок разобран ориентировочно в 2006 году.
******************************** Лихая — Изварино (Ростовская область, Украина, Луганская область). Движение прекращено ориентировочно в 1998 году (основная причина — появление границы). Позднее участок был полностью разобран, находившиеся на нём мосты были разрушены.

ЮГО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Троекурово — Лев Толстой (Липецкая область). Движение было прекращено в 1998 (?) году. По состоянию на 2007 год, участок полностью разобран.
******************************** Куликово Поле — Волово (Тульская область). Участок почти полностью разобран.

ЛИТОВСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

Лынтупы — Пабраде (Республика Беларусь, Витебская область, Литовская Республика).
Участок Лынтупы — Пабраде принадлежал Литовской железной дороге, однако на значительном протяжении пролегал по территории Республики Беларусь. Движение прекращено в 2001 году, разобран в 2002 (?) году.

________________________________________________________________________________________
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ НЕОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ (ВЕДОМСТВЕННЫЕ ЛИНИИ)
________________________________________________________________________________________


Промышленная (посёлок Озёрный) — Кривая (Смоленская область, Тверская область). Не использовалась с 1995 года. Разобрана ориентировочно в 2004 году. http://sd3.livejournal.com/94456.html
******************************** Филино — Красный Профинтерн (Ярославская область). На значительной части линии рельсы сняты в 2005 году.
******************************** Дубовский — Новый Цинглок — Нежнур, Килемарская железная дорога (республика Марий Эл).
Линии разобраны в 1990-х годах.
******************************** Суслонгер — Зеленогорск, Юшутская железная дорога (республика Марий Эл).
Разобрана ориентировочно в 2004 году.
******************************** Селихин — Чёрный Мыс (Хабаровский край). Разобрана ориентировочно в 2000 году.
******************************** Москальво — Оха (Сахалинская область). Разобрана ориентировочно в 1999 году.
******************************** Мошково — Ташара (Новосибирская область). Разобрана в 2002 году.
http://fotodoroga.narod.ru/Article/moshkovo-tashara.html
******************************** Шимановская — Чагоян (Амурская область). Линия построена в 1980-х годах, разобрана не позднее 2005 года. Протяжённость составляла 45 км.
******************************** Алтышево — Первомайский (Чувашская республика). Разобрана после 2000 года. Протяжённость составляла 23 км.
******************************** Волосово — 46 километр (Ленинградская область). Разобрана ориентировочно в 1998 году.
******************************** Саяногорск — Черёмушки (республика Хакасия). Разобрана в 1990-х годах. http://kibik.hakasia.ru/2007/07/09/sayanogorskcheryomushki/
******************************** Окрестности города Воркута — Хальмер-Ю (республика Коми). Пассажирское движение по маршруту Воркута — Хальмер-Ю прекратилось в 1995 году, в 1997 (?) году линия была разобрана.
В Воркуте имелся вокзал, от которого отправлялись поезда на Хальмер-Ю (когда-то и по другим маршрутам на ведомственных линиях).
http://old.wikimapia.org/1752405/ru/ — бывший вокзал в Воркуте
http://old.wikimapia.org/7263970/ru/ — станция Сырь-Яга
http://old.wikimapia.org/4263592/ru — Хальмер-Ю
******************************** Родники — Хлябово (Ивановская область). Разобрана не позднее 2005 года.
http://photofile.ru/photo/zhd_country/1395870/34940175.jpg — бывшая станция Хлябово, 2006 год
******************************** Бурачиха — Великая Речка (Мошинская железная дорога) (Архангельская область). Разобрана ориентировочно в 2000 году.
******************************** Емца — Верховский (Архангельская область). Разобрана ориентировочно в 1994 году.
******************************** Летнеозерский — Сосновка (Архангельская область). Разобрана не позднее 2006 года.
******************************** Шожма — 23 квартал (Архангельская область). Разобрана не позднее 2006 года.
******************************** Коноша — Мирный (Волошская железная дорога) (Архангельская область). Разобрана ориентировочно в 2006 году.
******************************** Пукса — Дальний (Мехреньгская железная дорога) (Архангельская область).
Последний участок Пукса — Пуксоозеро разобран в 2001 году. Протяжённость составляла не менее 125 километров.
******************************** Мостовица — Совза — Южный и другие линии, Ерцевская железная дорога (Архангельская область, Вологодская область).
Протяжённость Ерцевской железной дороги составляла около 200 километров. По состоянию на 2005 год, оставалось 17 километров (Ерцево — Мостовица), остальное было разобрано.
******************************** Биркино — Новомичуринск (Рязанская область). Линия была электрифицирована. Разобрана не позднее 1999 года.
******************************** Старожилово — Истье (Рязанская область). Разобрана ориентировочно в начале 1990-х годов.
******************************** Вижай — Средняя Усьва (Пермский край). Протяжённость линии Вижай — Средняя Усьва составляла 71 километр. Разобрана ориентировочно в 2000 году.
******************************** Казариново — Гагарино (Костромская область). Разобрана (кроме первых 1500 метров) в 2002 году.
******************************** Айкувен — Ловозеро (Мурманская область). Разобрана в 2007 году. Протяжённость составляла 87 километров, с учётом ветви от станции Ловозеро до воинской части — 98 километров.
******************************** Нял — Заозерск (Мурманская область). Полностью разобрана не позднее 2003 года.
Фотографии:
http://vladsc.narod.ru/2003/062223.htm

22-23.06.2003. Заброшенная ж.д. на Заозерск

22-23.06.2003. Бывший разъезд около Печенгского шоссе
******************************** Ощепково — Бутка (Свердловская область).
Разобрана в 1990-х годах, в период, когда президентом России являлся Б.Н. Ельцин (несмотря на то, что село Бутка — его родина).
******************************** Изумруд — Малышево (Свердловская область, г. Асбест).
Линия была разобрана в 1990-х годах. Возможно, она была построена, но не была введена в эксплуатацию.
******************************** Подволошная — Заводская (Свердловская область, г. Первоуральск).
По состоянию на 2008, участок почти полностью разобран.
******************************** Дегтярск — Крылатовский рудник (Свердловская область, г. Дегтярск).
Протяжённость линии составляла 12 километров. Разобрана не позднее 2004 года.
******************************** Сотрино — Первомайский - Боровой (Свердловская область).
Железнодорожная линия Сотрино — Первомайский - Боровой на топографической карте масштаба 1:200 000, изданной в 1986 году
Ответ начальника отделения связи посёлка Первомайский касательно состояния железнодорожной линии Сотрино — Первомайский - Боровой, апрель 1998 года
Железнодорожная линия разобрана в 1990-х годах.
******************************** Угра — окрестности населённого пункта Якимцево (Смоленская область).
Железнодорожная линия Угра — н.п. Якимцево на топографической карте масштаба 1:100 000, изданной в 1991 году
Линия связывала станцию Угра с заводом на месторождении щебня, освоение которого прекратилось. По другой версии - с объектами военного назначения. Протяжённость линии составляла 31 километр. Железнодорожная линия была построена в 1980-х годах. Полностью разобрана не позднее 2001 года.
******************************** Неман — Маломожайское (Калининградская область). Участок разобран ориентировочно в 1997 году.
******************************** Камская — Беркуты (Удмуртская республика). Разобрана в 2004 году.
******************************** Потьма — Шалы — Барашево, Шалы — Лесной (республика Мордовия).
Протяжённость линии Потьма — Барашево составляла 50 километров, протяжённость участка Шалы — Лесной составляла около 10 км.
В результате варварского и преступного решения кого-то из представителей руководства ФСИН лишился железной дороги Темниковский район республики Мордовия, посёлки Зубово-Полянского района с населением 18 000 жителей, многочисленные исправительно-трудовые учреждения. Почти все они производят различную промышленную продукцию, их существование ещё недавно нельзя было представить без железной дороги.
http://zubova-poliana.narod.ru/old-photo161.htm
http://old.wikimapia.org/6580154/ru/ — станция Потьма II.
******************************** Чёрная — Крутоборка (Гайно-Кайская железная дорога) (Пермский край, республика Коми). Разобрана в 2007-2008 годах.
******************************** Плоская — Чистик (Смоленская область).
Полностью разобрана ориентировочно в 1996 году.
******************************** Мозолево-2 (Бокситогорск) — 3-й рудник и далее (Ленинградская область). Разобрана не позднее 2002 года.
******************************** Заинск — Камские Поляны, стройплощадка Татарской АЭС (республика Татарстан). Протяжённость линии составляла 69 километров. Линия была полностью разобрана в 1990-х годах, после консервации строительства Татарской АЭС.
******************************** Карамыш — Красноармейск (Саратовская область). Полностью разобрана в 1990-х годах.
******************************** Доронинская — Тованово — Перегрузочная (Тверская область). Линия была полностью разобрана в 1990-х годах, после отказа от проекта строительства механизированного торфоперегруза вблизи посёлка Новая Орша.
******************************** Щёкино — Шевелёвка — Липки — Дедилово (Тульская область). Разобрана в 2007 году.
******************************** Уречье — окрестности населённого пункта Щитковичи (Республика Беларусь, Минская область).
Линия связывала станцию Уречье с объектами военного назначения. Полностью разобрана не позднее 2005 года.

________________________________________________________________________________________
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ, НЕ ДЕЙСТВОВАВШИЕ НА ПРОТЯЖЕНИИ ДЛИТЕЛЬНОГО ВРЕМЕНИ
________________________________________________________________________________________


Морозовская-Южная — Черкасская (Ростовская область, Северо-Кавказская железная дорога).
Движение было прекращено в 1997 году. Позднее участок был частично разобран.
В 2008 году принято решение о восстановлении железнодорожной линии. В 2009 году предполагалось открытие сквозного движения, однако эти планы не осуществлены.
В марте 2017 года сквозное движение грузовых поездов было открыто.
******************************** Постой — Лапшанга (Нижегородская область, Горьковская железная дорога).
Участок Постой — Лапшанга не разбирался, но движения на нём с 1999 года почти не было. По состоянию на 2007 год, участок был непригоден для движения.
В 2008 году было принято решение о восстановлении движения на участке Постой — Лапшанга.
В 2009 году было открыто движение пассажирских поездов до Лапшанги.

23.09.2008 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
на главную страницу