ID: 91
УЗКОКОЛЕЙНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА ТОРФОПРЕДПРИЯТИЯ «ПОЛИСТОВСКОЕ-2»
369
Торфопредприятие «Полистовское-2» находилось в посёлке Городовик Дедовичского района Псковской области.
Торфопредприятию принадлежала узкоколейная железная дорога.
Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 2015 году.
Появление узкоколейной железной дороги, торфопредприятия «Полистовское-2» и посёлка Городовик произошло благодаря решению о строительстве Псковской ГРЭС вблизи посёлка Дéдовичи, у станции Судома на магистральной железнодорожной линии Дно — Новосокольники. Согласно первоначальному проекту, эта электростанция должна была работать на торфяном топливе. Торф планировалось добывать на двух новых торфопредприятиях — «Полистовское-2» (посёлок Городовик), и «Полистовское-1» (посёлок Цевло).
Согласно проекту, разработанному в 1960-х годах институтом «Ленгипроторф», в Дедовичском и Бежаницком районах Псковской области создавалась крупная сеть торфовозных узкоколейных железных дорог. Здесь должно было появиться новое Полистовское транспортное управление — в дополнение к 14 имевшимся в СССР сетям узкоколейных железных дорог торфовозного назначения, объединённых в ТУ (либо ОХЖТ, ТТХ, ППЖТ) — Ореховско-Зуевское, Шатурское, Радовицкое, Васильевское, Редкинское, Купанское, Тёсовское, Гусевское, Комсомольское, Чернораменское, Горьковское, Каринское, Свердловское, Тарманское.
Материал из журнала «Торфяная промышленность» (№ 2, 1973 год).
Здесь упоминается Полистовское транспортное управление.
Строительство узкоколейной железной дороги, торфобрикетного завода в посёлке Цевло, локомотивных депо, жилых домов и других объектов осуществляли Полистовское строительное управление №1 и Полистовское строительное управление №2.
Обложка папки рабочих чертежей шпалопропитки на станции Хозяйственная. 1974 год.
История Псковской ГРЭС (по материалам официального сайта Псковской ГРЭС http://www.pskovgres.ru/about/harakt.asp)
Проект строительства Псковской ГРЭС разработан Рижским филиалом института «Теплоэлектропроект». Первоначальный вариант проекта выполнен в 1967 году, но процесс неоднократных корректировок проектных решений, согласований по выбору энергетического топлива и ряд других причин не позволил своевременно приступить к строительству электростанции.
Окончательный вариант проекта утвержден приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 12 апреля 1982 года №115ПС, затем откорректирован в 1990 году в связи с установлением Госпланом СССР в 1989 году топливного режима для ГРЭС (основной вид топлива — торф, резервный — природный газ)
- 1979 год — введены в эксплуатацию котлы пусковой растопочной котельной;
- 1987 год — завершены строительные работы в объеме первого пускового комплекса;
- 1989-90 годы — завершено строительство и затопление ложа водохранилища;
- 1993 год — введен в эксплуатацию энергоблок ст. № 1;
- 1995 год — завершены строительные работы в объеме второго пускового комплекса;
- 1996 год — введен в эксплуатацию энергоблок ст. № 2.
- 1997год — начато и прекращено из-за отсутствия финансирования строительство энергоблока ст.№3
Топливный режим для электростанции установлен Госпланом СССР в 1989 году. При этом основным видом топлива был утвержден торф местных месторождений (в том числе Полистовского месторождения), резервным — природный газ. Однако, такой режим не был реализован по причине полного расформирования в 1987 году торфодобывающего предприятия, а также из-за категорического возражения со стороны природоохранных органов против использования торфа в качестве энергетического топлива. Лишь в 1992 году, с окончанием строительства газопровода к ГРЭС, проблема ее обеспечения топливом была решена. С 1993 года в качестве основного вида топлива ГРЭС использует природный газ.
Существующий топливный режим 1 очереди и в дальнейшем должен базироваться на природном газе, поскольку на границе зоны влияния выбросов ГРЭС в атмосферу размещается государственный природный заповедник — «Полистовский», образованный постановлением Правительства РФ от 25.05.94г. № 52. Использование в качестве рабочего или резервного топлива других видов (мазут, твердое топливо) признано региональными природоохранными органами неприемлемым.
Первым создавалось торфопредприятие «Полистовское-1» в сельском населённом пункте Цевло Бежаницкого района. Спустя некоторое время началось строительство объектов торфопредприятия «Полистовское-2» в старинном сельском населённом пункте Городовик (известном с XVI века). Объём проделанной работы в Городовике был меньшим, чем в Цевло, здесь не было построено ни торфобрикетного завода, ни пятиэтажных домов. Населённый пункт в основном сохранил привычный сельский облик.
По воспоминаниям одного из участников строительства узкоколейной железной дороги, пути были уложены от «шпалорезки» вблизи станции Судома до посёлка Городовик и далее до торфомассива. Между «шпалорезкой» и территорией Псковской ГРЭС, на участке длиной около 3 километров, укладка пути не производилась. На территории «шпалорезки» выгружались шпалы, собирались звенья рельсового пути.
Ориентировочный период строительства узкоколейной железной дороги по направлению «шпалорезка» — Городовик — торфомассив Маланные — 1983-85 годы. В период строительства использовались мотовозы ЭСУ2А и как минимум один тепловоз ТУ6А.
Отсчёт расстояния на линии вёлся от проектируемой станции на территории Псковской ГРЭС. На 12 километре находилась развилка линии в направлении Псковской ГРЭС, Городовика и Цевло. Там была построена станция, путевое развитие имело конфигурацию треугольника. Севернее треугольника, за автодорогой Шапинка — Городовик, находилась «весовая» (эстакада для перегруза сельхозторфа на автомобили). К ней вёл тупиковый путь.
Участок линии между Псковской ГРЭС и треугольником на 12 километре проектировался двухпутным, насыпь и мосты были построены под два пути. Насыпь в направлении посёлка Цевло была отсыпана от треугольника до окрестностей деревни Бельково. Продолжение линии в сторону Цевло осталось лишь на бумаге.
Вблизи станции Судома была запроектирована перегрузочная станция, оборудованная механизированными торфоперегружателями. Её наличие позволило бы отправлять торф не только на Псковскую ГРЭС, но и на другие электростанции в вагонах широкой колеи. Строительство перегрузочной станции не начиналось.
Основное локомотивное депо узкоколейной железной дороги должно было находиться вблизи Псковской ГРЭС. Кроме того, локомотивные депо предполагалось построить в Цевло и Городовике.
С 1980-х годов на протяжении приблизительно 10 лет на участке Городовик — торфомассив Маланные осуществлялось регулярное сезонное движение поездов. По узкоколейной железной дороге торф возили летом, зимой вывозка осуществлялась по автозимнику. Потребителями торфа были сельскохозяйственные предприятия.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1994 году.
Красным цветом выделены сохранившиеся участки (по состоянию на 2007 год).
В конце 1980-х годов, когда уже были построены десятки километров линий узкоколейной железной дороги, планы изменились. Основным топливом Псковской ГРЭС было решено сделать природный газ, а не торф. Торфоразработки в значительных масштабах начаты не были. Остался недостроенным участок узкоколейной железной дороги, соединяющий Псковскую ГРЭС с посёлком Цевло. На многих участках уже построенных линий были сняты рельсы.
Псковская ГРЭС начала работать не на торфе, как было предусмотрено первоначальным проектом, а на природном газе. Среди основных причин принятия решения о неиспользовании торфяного топлива — протесты экологов (считалось, что полномасштабная добыча торфа нарушит экологическое благополучие региона), низкое качество торфа.
Первый энергоблок Псковской ГРЭС был введён в строй в 1993 году. С самого первого дня электростанция работала на газовом топливе. Участки узкоколейной железной дороги от «шпалорезки» до Городовика и от 12 километра в сторону Цевло были разобраны.
В середине 1990-х годов прекратилась и добыча сельхозторфа на торфомассиве Маланные. На узкоколейной железной дороге не осталось ни одного локомотива: все тепловозы и мотовозы ЭСУ2А частично были порезаны на металлолом, частично превращены в хозяйственные постройки, используемые жителями Городовика. Практически все вагоны также были порезаны.
Старинная деревня Городовик в 1980-х годах превратилась в небольшой рабочий посёлок, при строительстве торфопредприятия туда переезжали на постоянное место проживания жители других населённых пунктов района и области. С прекращением добычи торфа посёлок стал забытым и «ненужным». Но в нём продолжают жить люди. Обитатели «невостребованного» посёлка смогли добиться сохранения участка узкоколейной железной дороги, связывающего посёлок с торфомассивом Маланные.
По состоянию на лето 2007 года, участок Городовик — торфомассив Маланные не разобран. Он пригоден только для движения на съёмных мотодрезинах, регулярно используется в бесснежное время года. Участок находится в муниципальной собственности.
Состояние пути очень плохое. На торфомассиве путь был построен некачественно, местами не была в полной мере произведена «выторфовка» (замена торфяного грунта песком). Поэтому отдельные участки главного пути лежат неровно, на них образовались провалы. Шпалы за прошедшие 20 лет почти разрушились, полномасштабная замена шпал силами жителей небольшого посёлка не представляется возможной.
Крайний восточный пункт узкоколейной железной дороги находится в непосредственной близости от бывшей деревни Сýсельница. От неё остался один дом, в котором иногда ночуют охотники и рыбаки.
В посёлке Городовик фрагментарно сохранились 3 локомотива с определяемыми номерами (ЭСУ2А-444, ЭСУ2А-803, ЭСУ2А-881), частично разрезанный торфовозный вагон ТСВ, кабина неустановленного тепловоза ТУ6А либо ТУ8, превращённая в гараж для мотодрезины.
Жители посёлка Городовик, для которых сбор ягод и охота на болотах является одним из немногих способов заработка, готовы защищать его любой ценой. Однако печальный опыт многих десятков подобных узкоколейных железных дорог, законно и незаконно разобранных «охотниками за металлом», не оставляет надежд на лучшее.
В отличие от посёлка Цевло, в Городовике планов возрождения торфодобычи, по состоянию на 2007 год, не существует.
В 2015 году узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. Как выяснилось, её формальным владельцем на тот момент был Дедовичский район. Районные власти объявили, что ездить на дрезинах отныне «небезопасно».
Вопреки протестам жителей Городовика, всю линию «сдёрнули» на металлолом. Население маленькой деревни бессильно против государственной машины.
Поход автора (май 2001 года, полное описание: http://infojd.ru/dop/poezdka2001klg.html)
Выхожу к ширококолейной станции вблизи Псковской ГРЭС (она находится на подъездном пути ГРЭС, отходящем от станции Судома на Петербурго-Витебской железнодорожной магистрали). Оказалось, что все рельсы — ржавые, никакого движения по ним давно нет! Грустно выглядит станция с десятками путей ржавых путей.
Заметно, что станция была построена относительно недавно. Но на путях уже появляются деревья. Только на одном из путей, который ведёт непосредственно за ворота электростанции, возможно, в этом году хотя один бы раз проехал поезд (локомотив, дрезина). Внешне этот путь выглядит пригодным для движения.
Псковская ГРЭС (государственная районная электростанция) не относится к числу гигантов энергетики. Она работает на газовом топливе. И всё же можно было удивляться тому, что подъездные пути полностью заброшены.
Никаких следов узкой колеи найти здесь не удалось. Становилось ясно, что узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Полистовское-2» (посёлок Городовик) уже давно разобрана. Непросто оказалось даже выяснить, действовала ли она здесь вообще, на протяжении хотя бы какого-то периода времени. Опрошенные местные жители затруднялись ответить на этот вопрос.
Как известно, Псковская ГРЭС строилась с расчётом на использование торфяного топлива. Планировалась добыча торфа на огромном пространстве Рдейского болота. Но ГРЭС не стала использовать торф. Уже построенная узкоколейная железная дорога оказалась не нужна.
Иду по насыпи загадочной для меня разобранной узкоколейной железной дороги. Справа остаётся станция Судома на Петербурго-Витебской магистрали. Углубляюсь в лес. И чем больше километров насыпи оставлено позади, тем сильнее становится ощущение, что здесь была железная дорога широкой колеи!
Пройдя по едва уловимому полотну разобранной железной дороги несколько километров, возвращаюсь по автодороге назад, на станцию Судома.
Поездка автора (июль 2007 года)
Прибываю на станцию Судома пригородным поездом сообщением Великие Луки — Дно. Ближайшая задача — осмотреть место, посещённое в 2001 году, и сфотографировать признаки наличия путей широкой колеи. Вскоре это удалось сделать — севернее моста через реку Веснянку и непосредственно на мосту среди густой травы можно было найти железобетонные шпалы широкой колеи (1520 мм).
Окрестности станции Судома. Красным цветом выделен участок линии,
где были сделаны фотографии шпал широкой колеи.
За мостом через Веснянку трасса разобранной железной дороги сильно заросла, следов шпал (ни широкой, ни узкой колеи) не встречалось. Поэтому определить, до какой точки был проложен ширококолейный путь, не удалось. Скорее всего, он заканчивался недалеко от реки Веснянка.
В четырёх километрах юго-восточнее, у моста через реку Ильзна, никаких признаков наличия широкой колеи не было. Здесь осталось несколько деревянных шпал узкой колеи. Этот мост строился под два пути (мост через Веснянку был однопутным).
В Городовике удалось договориться с одним из местных жителей и совершить поездку по узкоколейной железной дороге на мотодрезине от Городовика до Сусельницы и обратно.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)
02.12.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Псковской области»
на главную страницу
Узкоколейная железная дорога была полностью разобрана в 2015 году.
Появление узкоколейной железной дороги, торфопредприятия «Полистовское-2» и посёлка Городовик произошло благодаря решению о строительстве Псковской ГРЭС вблизи посёлка Дéдовичи, у станции Судома на магистральной железнодорожной линии Дно — Новосокольники. Согласно первоначальному проекту, эта электростанция должна была работать на торфяном топливе. Торф планировалось добывать на двух новых торфопредприятиях — «Полистовское-2» (посёлок Городовик), и «Полистовское-1» (посёлок Цевло).
Согласно проекту, разработанному в 1960-х годах институтом «Ленгипроторф», в Дедовичском и Бежаницком районах Псковской области создавалась крупная сеть торфовозных узкоколейных железных дорог. Здесь должно было появиться новое Полистовское транспортное управление — в дополнение к 14 имевшимся в СССР сетям узкоколейных железных дорог торфовозного назначения, объединённых в ТУ (либо ОХЖТ, ТТХ, ППЖТ) — Ореховско-Зуевское, Шатурское, Радовицкое, Васильевское, Редкинское, Купанское, Тёсовское, Гусевское, Комсомольское, Чернораменское, Горьковское, Каринское, Свердловское, Тарманское.
Материал из журнала «Торфяная промышленность» (№ 2, 1973 год).
Здесь упоминается Полистовское транспортное управление.
Строительство узкоколейной железной дороги, торфобрикетного завода в посёлке Цевло, локомотивных депо, жилых домов и других объектов осуществляли Полистовское строительное управление №1 и Полистовское строительное управление №2.
Обложка папки рабочих чертежей шпалопропитки на станции Хозяйственная. 1974 год.
История Псковской ГРЭС (по материалам официального сайта Псковской ГРЭС http://www.pskovgres.ru/about/harakt.asp)
Проект строительства Псковской ГРЭС разработан Рижским филиалом института «Теплоэлектропроект». Первоначальный вариант проекта выполнен в 1967 году, но процесс неоднократных корректировок проектных решений, согласований по выбору энергетического топлива и ряд других причин не позволил своевременно приступить к строительству электростанции.
Окончательный вариант проекта утвержден приказом Министерства энергетики и электрификации СССР от 12 апреля 1982 года №115ПС, затем откорректирован в 1990 году в связи с установлением Госпланом СССР в 1989 году топливного режима для ГРЭС (основной вид топлива — торф, резервный — природный газ)
- 1979 год — введены в эксплуатацию котлы пусковой растопочной котельной;
- 1987 год — завершены строительные работы в объеме первого пускового комплекса;
- 1989-90 годы — завершено строительство и затопление ложа водохранилища;
- 1993 год — введен в эксплуатацию энергоблок ст. № 1;
- 1995 год — завершены строительные работы в объеме второго пускового комплекса;
- 1996 год — введен в эксплуатацию энергоблок ст. № 2.
- 1997год — начато и прекращено из-за отсутствия финансирования строительство энергоблока ст.№3
Топливный режим для электростанции установлен Госпланом СССР в 1989 году. При этом основным видом топлива был утвержден торф местных месторождений (в том числе Полистовского месторождения), резервным — природный газ. Однако, такой режим не был реализован по причине полного расформирования в 1987 году торфодобывающего предприятия, а также из-за категорического возражения со стороны природоохранных органов против использования торфа в качестве энергетического топлива. Лишь в 1992 году, с окончанием строительства газопровода к ГРЭС, проблема ее обеспечения топливом была решена. С 1993 года в качестве основного вида топлива ГРЭС использует природный газ.
Существующий топливный режим 1 очереди и в дальнейшем должен базироваться на природном газе, поскольку на границе зоны влияния выбросов ГРЭС в атмосферу размещается государственный природный заповедник — «Полистовский», образованный постановлением Правительства РФ от 25.05.94г. № 52. Использование в качестве рабочего или резервного топлива других видов (мазут, твердое топливо) признано региональными природоохранными органами неприемлемым.
Первым создавалось торфопредприятие «Полистовское-1» в сельском населённом пункте Цевло Бежаницкого района. Спустя некоторое время началось строительство объектов торфопредприятия «Полистовское-2» в старинном сельском населённом пункте Городовик (известном с XVI века). Объём проделанной работы в Городовике был меньшим, чем в Цевло, здесь не было построено ни торфобрикетного завода, ни пятиэтажных домов. Населённый пункт в основном сохранил привычный сельский облик.
По воспоминаниям одного из участников строительства узкоколейной железной дороги, пути были уложены от «шпалорезки» вблизи станции Судома до посёлка Городовик и далее до торфомассива. Между «шпалорезкой» и территорией Псковской ГРЭС, на участке длиной около 3 километров, укладка пути не производилась. На территории «шпалорезки» выгружались шпалы, собирались звенья рельсового пути.
Ориентировочный период строительства узкоколейной железной дороги по направлению «шпалорезка» — Городовик — торфомассив Маланные — 1983-85 годы. В период строительства использовались мотовозы ЭСУ2А и как минимум один тепловоз ТУ6А.
Отсчёт расстояния на линии вёлся от проектируемой станции на территории Псковской ГРЭС. На 12 километре находилась развилка линии в направлении Псковской ГРЭС, Городовика и Цевло. Там была построена станция, путевое развитие имело конфигурацию треугольника. Севернее треугольника, за автодорогой Шапинка — Городовик, находилась «весовая» (эстакада для перегруза сельхозторфа на автомобили). К ней вёл тупиковый путь.
Участок линии между Псковской ГРЭС и треугольником на 12 километре проектировался двухпутным, насыпь и мосты были построены под два пути. Насыпь в направлении посёлка Цевло была отсыпана от треугольника до окрестностей деревни Бельково. Продолжение линии в сторону Цевло осталось лишь на бумаге.
Вблизи станции Судома была запроектирована перегрузочная станция, оборудованная механизированными торфоперегружателями. Её наличие позволило бы отправлять торф не только на Псковскую ГРЭС, но и на другие электростанции в вагонах широкой колеи. Строительство перегрузочной станции не начиналось.
Основное локомотивное депо узкоколейной железной дороги должно было находиться вблизи Псковской ГРЭС. Кроме того, локомотивные депо предполагалось построить в Цевло и Городовике.
С 1980-х годов на протяжении приблизительно 10 лет на участке Городовик — торфомассив Маланные осуществлялось регулярное сезонное движение поездов. По узкоколейной железной дороге торф возили летом, зимой вывозка осуществлялась по автозимнику. Потребителями торфа были сельскохозяйственные предприятия.
Узкоколейная железная дорога на топографической карте масштаба 1:500 000, изданной в 1994 году.
Красным цветом выделены сохранившиеся участки (по состоянию на 2007 год).
В конце 1980-х годов, когда уже были построены десятки километров линий узкоколейной железной дороги, планы изменились. Основным топливом Псковской ГРЭС было решено сделать природный газ, а не торф. Торфоразработки в значительных масштабах начаты не были. Остался недостроенным участок узкоколейной железной дороги, соединяющий Псковскую ГРЭС с посёлком Цевло. На многих участках уже построенных линий были сняты рельсы.
Псковская ГРЭС начала работать не на торфе, как было предусмотрено первоначальным проектом, а на природном газе. Среди основных причин принятия решения о неиспользовании торфяного топлива — протесты экологов (считалось, что полномасштабная добыча торфа нарушит экологическое благополучие региона), низкое качество торфа.
Первый энергоблок Псковской ГРЭС был введён в строй в 1993 году. С самого первого дня электростанция работала на газовом топливе. Участки узкоколейной железной дороги от «шпалорезки» до Городовика и от 12 километра в сторону Цевло были разобраны.
В середине 1990-х годов прекратилась и добыча сельхозторфа на торфомассиве Маланные. На узкоколейной железной дороге не осталось ни одного локомотива: все тепловозы и мотовозы ЭСУ2А частично были порезаны на металлолом, частично превращены в хозяйственные постройки, используемые жителями Городовика. Практически все вагоны также были порезаны.
Старинная деревня Городовик в 1980-х годах превратилась в небольшой рабочий посёлок, при строительстве торфопредприятия туда переезжали на постоянное место проживания жители других населённых пунктов района и области. С прекращением добычи торфа посёлок стал забытым и «ненужным». Но в нём продолжают жить люди. Обитатели «невостребованного» посёлка смогли добиться сохранения участка узкоколейной железной дороги, связывающего посёлок с торфомассивом Маланные.
По состоянию на лето 2007 года, участок Городовик — торфомассив Маланные не разобран. Он пригоден только для движения на съёмных мотодрезинах, регулярно используется в бесснежное время года. Участок находится в муниципальной собственности.
Состояние пути очень плохое. На торфомассиве путь был построен некачественно, местами не была в полной мере произведена «выторфовка» (замена торфяного грунта песком). Поэтому отдельные участки главного пути лежат неровно, на них образовались провалы. Шпалы за прошедшие 20 лет почти разрушились, полномасштабная замена шпал силами жителей небольшого посёлка не представляется возможной.
Крайний восточный пункт узкоколейной железной дороги находится в непосредственной близости от бывшей деревни Сýсельница. От неё остался один дом, в котором иногда ночуют охотники и рыбаки.
В посёлке Городовик фрагментарно сохранились 3 локомотива с определяемыми номерами (ЭСУ2А-444, ЭСУ2А-803, ЭСУ2А-881), частично разрезанный торфовозный вагон ТСВ, кабина неустановленного тепловоза ТУ6А либо ТУ8, превращённая в гараж для мотодрезины.
Жители посёлка Городовик, для которых сбор ягод и охота на болотах является одним из немногих способов заработка, готовы защищать его любой ценой. Однако печальный опыт многих десятков подобных узкоколейных железных дорог, законно и незаконно разобранных «охотниками за металлом», не оставляет надежд на лучшее.
В отличие от посёлка Цевло, в Городовике планов возрождения торфодобычи, по состоянию на 2007 год, не существует.
В 2015 году узкоколейная железная дорога была полностью разобрана. Как выяснилось, её формальным владельцем на тот момент был Дедовичский район. Районные власти объявили, что ездить на дрезинах отныне «небезопасно».
Вопреки протестам жителей Городовика, всю линию «сдёрнули» на металлолом. Население маленькой деревни бессильно против государственной машины.
Поход автора (май 2001 года, полное описание: http://infojd.ru/dop/poezdka2001klg.html)
Выхожу к ширококолейной станции вблизи Псковской ГРЭС (она находится на подъездном пути ГРЭС, отходящем от станции Судома на Петербурго-Витебской железнодорожной магистрали). Оказалось, что все рельсы — ржавые, никакого движения по ним давно нет! Грустно выглядит станция с десятками путей ржавых путей.
Заметно, что станция была построена относительно недавно. Но на путях уже появляются деревья. Только на одном из путей, который ведёт непосредственно за ворота электростанции, возможно, в этом году хотя один бы раз проехал поезд (локомотив, дрезина). Внешне этот путь выглядит пригодным для движения.
Псковская ГРЭС (государственная районная электростанция) не относится к числу гигантов энергетики. Она работает на газовом топливе. И всё же можно было удивляться тому, что подъездные пути полностью заброшены.
Никаких следов узкой колеи найти здесь не удалось. Становилось ясно, что узкоколейная железная дорога торфопредприятия «Полистовское-2» (посёлок Городовик) уже давно разобрана. Непросто оказалось даже выяснить, действовала ли она здесь вообще, на протяжении хотя бы какого-то периода времени. Опрошенные местные жители затруднялись ответить на этот вопрос.
Как известно, Псковская ГРЭС строилась с расчётом на использование торфяного топлива. Планировалась добыча торфа на огромном пространстве Рдейского болота. Но ГРЭС не стала использовать торф. Уже построенная узкоколейная железная дорога оказалась не нужна.
Иду по насыпи загадочной для меня разобранной узкоколейной железной дороги. Справа остаётся станция Судома на Петербурго-Витебской магистрали. Углубляюсь в лес. И чем больше километров насыпи оставлено позади, тем сильнее становится ощущение, что здесь была железная дорога широкой колеи!
Пройдя по едва уловимому полотну разобранной железной дороги несколько километров, возвращаюсь по автодороге назад, на станцию Судома.
Поездка автора (июль 2007 года)
Прибываю на станцию Судома пригородным поездом сообщением Великие Луки — Дно. Ближайшая задача — осмотреть место, посещённое в 2001 году, и сфотографировать признаки наличия путей широкой колеи. Вскоре это удалось сделать — севернее моста через реку Веснянку и непосредственно на мосту среди густой травы можно было найти железобетонные шпалы широкой колеи (1520 мм).
Окрестности станции Судома. Красным цветом выделен участок линии,
где были сделаны фотографии шпал широкой колеи.
За мостом через Веснянку трасса разобранной железной дороги сильно заросла, следов шпал (ни широкой, ни узкой колеи) не встречалось. Поэтому определить, до какой точки был проложен ширококолейный путь, не удалось. Скорее всего, он заканчивался недалеко от реки Веснянка.
В четырёх километрах юго-восточнее, у моста через реку Ильзна, никаких признаков наличия широкой колеи не было. Здесь осталось несколько деревянных шпал узкой колеи. Этот мост строился под два пути (мост через Веснянку был однопутным).
В Городовике удалось договориться с одним из местных жителей и совершить поездку по узкоколейной железной дороге на мотодрезине от Городовика до Сусельницы и обратно.
ИЗОБРАЖЕНИЯ
СХЕМЫ И ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 01)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 02)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 03)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 04)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 05)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 06)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 07)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 08)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 09)
ФОТОГРАФИИ, СДЕЛАННЫЕ В 2007 ГОДУ (ЧАСТЬ 10)
02.12.2006 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]
назад
«Узкоколейные железные дороги Псковской области»
на главную страницу