ID: 7222

ВЕДОМСТВЕННЫЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ШИРОКОЙ КОЛЕИ, ИМЕЮЩИЕ ПАССАЖИРСКОЕ СООБЩЕНИЕ

664
«Ведомственные железные дороги» — это железнодорожные линии, не относящиеся к компании «РЖД» в России, и к аналогичным национальным железнодорожным компаниям — в других республиках бывшего СССР (до 1991 года — железные дороги, не относящиеся к Министерству путей сообщения СССР).
Близки по смыслу к термину «Ведомственная железная дорога» термины «Железнодорожные пути необщего пользования» и «Подъездной путь», встречающиеся в официальных документах, в том числе в законах Российской Федерации.
Ведомственные железнодорожные линии могут представлять собой как короткие подъездные пути длиной меньше одного километра, так и огромные железнодорожные сети, развёрнутая длина которых составляет сотни километров (например, железнодорожное хозяйство Магнитогорского металлургического комбината, Монзенская железная дорога).
Пассажирское сообщение на ведомственных железнодорожных линиях, по состоянию на 2007 год, почти исчезло. В России оставалось 16 ведомственных железных дорог, на которых с достоверностью было зафиксировано наличие пассажирского движения. Самым длинным (без учёта ведомственных линий в Ямало-Ненецком автономном округе) являлся маршрут Вохтога — Ида (154 километра), самым коротким — маршрут Сулозеро — Золотуха (4 километра).
В число ведомственных линий с пассажирским движением входят также линии Новый Уренгой — Ямбург и Новый Уренгой — Пангоды, расположенные в Ямало-Ненецком автономном округе. Однако они отличаются от других ведомственных железных дорог тем, что обозначены в некоторых схемах железных дорог общего пользования ОАО «РЖД». В будущем эти участки могут быть переданы в состав сети общего пользования (в настоящее время они считаются недостроенными).
Ведомственной линией фактически является участок Беркакит — Томмот строящейся Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. Однако он обозначен в большинстве схем железных дорог как часть Дальневосточной железной дороги (филиал ОАО «РЖД»). В будущем этот участок должен быть передан в состав сети общего пользования.
Представленный на этой странице список в части ведомственных железнодорожных линий широкой колеи, ранее имевших пассажирское сообщение, пока не является полным.
_____________________________________________________________________________________________________
СПИСОК ВЕДОМСТВЕННЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ, НА КОТОРЫХ ИМЕЕТСЯ ПАССАЖИРСКОЕ СООБЩЕНИЕ (ПО СОСТОЯНИЮ НА 2007 ГОД)
_____________________________________________________________________________________________________

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Монзенская железная дорога, маршруты Вохтога-2 — Истопная — Ида, Истопная — Каменка (Вологодская область, Костромская область)
Тиманская железная дорога, маршрут Чиньяворык — Тиман (республика Коми). Существование пассажирского движения под вопросом.
Заонежская железная дорога, маршрут Икса — Янгоры (Архангельская область)
Сулозеро — Золотуха (Архангельская область)
Железнодорожная линия Саяногорского алюминиевого завода, маршрут Предзаводская — Саяногорск (республика Хакасия)
Железнодорожная линия Ивановского МППЖТ-1, маршрут Текстильный — Комсомольск (Ивановская область)
Новый Уренгой — Пангоды (Ямало-Ненецкий автономный округ)
Заринская — Притаёжная (Алтайский край). Маршрут обслуживается электропоездами, приписанными к моторвагонному депо Барнаул Западно-Сибирской железной дороги (часть сети железных дорог общего пользования ОАО «РЖД»). Маршрут предназначен для перевозки работников Заринского коксохимического завода (ОАО «Алтай-кокс»).
Железнодорожная линия Бокситы — Североуральск (Свердловская область). Пассажирское сообщение прекращено в 2007 году, возобновлено в марте 2010 года. Прямое сообщение Екатеринбург — Бокситы — Североуральск.
_______________________________________________________________________________
ВЕДОМСТВЕННЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ, НА КОТОРЫХ ПРОЕЗД ПАССАЖИРОВ
ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОПУСКА:
_______________________________________________________________________________
Берещино — Саров (Нижегородская область).
Железнодорожная линия Красноярского горно-химического комбината, маршруты от станции Соцгород (г. Железногорск) к объектам комбината (Красноярский край).
Железнодорожные линии космодрома Плесецк, маршруты от станции Городская (г. Мирный) к объектам космодрома Плесецк (Архангельская область).
Железнодорожные линии полигона Капустин Яр, маршруты от города Знаменск к объектам полигона (Астраханская область).
Железнодорожная линия вблизи города Йошкар-Ола, маршрут Лесная — Дубки (республика Марий Эл).
Начальным пунктом данной ведомственной линии является станция Куяр, однако вблизи станции Куяр пассажирского движения нет. Во всех известных автору картах линия не обозначена.
Северным начальным пунктом маршрута пассажирского поезда является станция Дубки, расположенная вблизи одноимённого микрорайона города Йошкар-Олы. Южный начальный пункт маршрута — станция Лесная, расположенная вблизи военного городка, который в обиходной речи именуется «Десятка». Пассажирский поезд здесь (как и на многих других подобных линиях) неофициально называют мотовозом.
Курсирующий по ведомственной линии пассажирский поезд состоит из тепловоза ТЭМ2 и нескольких плацкартных вагонов. На станции Дубки имеется высокая платформа.
http://www.litportal.ru/genre17/author6/read/page/0/book8087.html
Мотовоз курсировал между «десяткой» и Йошкар-Олой два раза в день, дублируя автобусный маршрут. Ездили на нём в основном заступающие на дежурство или в наряд военные, да еще мамаши, явившиеся со всех концов страны навестить своих чад, тащивших здесь срочную службу.

По состоянию на апрель 2011 года, пассажирское движение сохраняется. Описание поездки.
Скорее всего, в 2012 году, пассажирское движение прекращено.
? — (станция находится в ЗАТО Первомайский, другое название — Юрья 2) — ? (Кировская область, Юрьянский район). Некоторая информация — здесь. Скорее всего, пассажирское движение прекращено.
Новый Уренгой — Ямбург (Ямало-Ненецкий автономный округ). По состоянию на 2007 год, пассажирский поезд курсирует ежедневно. Для проезда необходимо наличие пропуска, выданного ООО «Ямбурггаздобыча».
Пиcьмо от начальника станции Новый Уренгой, касающееся текущего состояния линий Новый Уренгой — Ямбург и Новый Уренгой — Пангоды — Надым, декабрь 1997 года

УКРАИНА

Железнодорожная линия Орджоникидзевского ГОКа, маршрут Калинина — Чкаловская (Днепропетровская область).
По состоянию на 2010 год, это единственное место в мире, где в регулярном пассажирском движении используются электросекции Ср3.
Железнодорожная линия Десна — Полигон (Черниговская область).
Данные на 2011 год: формально существует расписание движения пассажирских поездов, однако реально поезд курсирует без расписания. Проезд разрешён только военнослужащим.
По состоянию на 2011 год, это одна из двух изолированных железных дорог широкой колеи на пространстве бывшего СССР (вторая — Норильская железная дорога).

РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

Железнодорожная линия УЖДТ Степногорского горно-химического комбината, маршрут Степногорск — Заводская (Акмолинская область)
? — ? (Мангышлакский горно-химический комбинат), окрестности города Актау (Мангистауская область).
Скорее всего, пассажирское движение прекращено.
_______________________________________________________________________________
ВЕДОМСТВЕННЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ, НА КОТОРЫХ ПРОЕЗД ПАССАЖИРОВ
ДОПУСКАЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОПУСКА:
_______________________________________________________________________________
Железнодорожные линии космодрома Байконур, маршруты станция Городская (г. Байконур) — объекты космодрома Байконур (Кызыл-Ординская область).

_____________________________________________________________________________________________________
СПИСОК ВЕДОМСТВЕННЫХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЛИНИЙ, НА КОТОРЫХ РАНЕЕ ИМЕЛОСЬ ПАССАЖИРСКОЕ СООБЩЕНИЕ
_____________________________________________________________________________________________________

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Кулебаки — Саваслейка (Нижегородская область). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 2004 году.
Муром — Вербовский (Владимирская область). Пассажирское сообщение прекращено в 1970-х годах.
Мезенская железная дорога, маршрут 1-й километр — Явзорская (пос. Шангас) (Архангельская область). Пассажирское сообщение прекращено в 2007 году.
Гайно-Кайская железная дорога, маршрут Верхнекамская — Крутоборка (Кировская область, Пермский край, республика Коми). Пассажирское сообщение на последнем участке Лесная — Верхнекамская прекращено в конце 2009 года.
Оборская железная дорога, маршруты Кругликово — Сукпай, Кругликово — Немпту (Хабаровский край). Пассажирское сообщение прекращено в 1993 году. В 2010 году железная дорога полностью разобрана.
Шортюгская железная дорога, маршрут Супротивный — Полдневица — Малое Раменье (Костромская область) Пассажирское сообщение прекращено в 2010 году.
Железнодорожная линия Уршельского ППЖТ, маршрут Черусти — Уршель (Владимирская область, Московская область). Пассажирское сообщение прекращено в 2007 году.
Потьма — Барашево (республика Мордовия). Пассажирское сообщение прекращено в 1990-х годах.
Воркута — Хальмер-Ю (республика Коми). Пассажирское сообщение прекращено в 1995 году.
Рошаль — Черусти (Московская область). Пассажирское сообщение прекращено в 1996 году.
Бужаниново — Краснозаводск (Московская область). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 1960-х годах.
Железнодорожная линия ППЖТ фосфоритного комбината, маршрут Фосфоритный — Новочеркасское — карьер (Московская область). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 1980-х годах.
Горкино — Родники (Ивановская область). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 1970-х годах. http://community.livejournal.com/ru_railway/511457.html — фотографии бывшего вокзала на станции Родники.
Бужаниново — Новостройка, ныне Пересвет (Московская область). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 1960-х годах.
Клин — Высоковск (Московская область). Пассажирское сообщение прекращено в 1960-х годах.
Щербинка — воинская часть вблизи аэродрома Остафьево (Московская область). По информации от Д. Фокина, на линии существовало пассажирское движение, поезд состоял из мотовоза с одним пассажирским вагоном. В Щербинке посадка осуществлялась «с плит на пути за платформой «от Москвы». На конечной станции (территория воинской части) было вывешено расписание движения поездов.
Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в конце 1970-х годов.
Норильская железная дорога, маршруты: Норильск-Сортировочный — Аэропорт и другие (Красноярский край). Пассажирское сообщение прекращено весной 1998 года.
Скачки — Лермонтов — Промышленная (Ставропольский край). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 2000 году.
расписание движения поездов по маршруту Лермонтовская — Пятигорск — Скачки — Лермонтов — Промышленная с 28 мая 1995 года
Черногорск — ? (территория угольного разреза) (республика Хакасия). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 1990-х годах.
Саяногорск — ? (Саяно-Шушенская ГЭС) (республика Хакасия). Пассажирские перевозки на ведомственной железнодорожной линии Саяногорск — Майна — Черёмушки — Саяно-Шушенская ГЭС выполнялись ориентировочно с 1970-х годов до 1991 либо 1992 года. По информации от Д. Кречетова, использовались два дизель-поезда ДР1П.
После прекращения движения в 1991 году большая часть железнодорожной линии (от Саяногорска до Черёмушек) была разобрана, меньшая часть (от Черёмушек до плотины Саяно-Шушенской ГЭС) была электрифицирована, и на ней открылось движение трамвайных вагонов. В настоящее время участок Черёмушки — Саяно-Шушенская ГЭС считается трамвайной сетью, а не «традиционной» железной дорогой.
Пассажирское сообщение прекращено в 1991 либо 1992 году.
Невдубстрой — ГРЭС (Ленинградская область, г. Кировск). Пассажирское сообщение прекращено в 2001 году.
Большой Двор — Бокситогорск (Ленинградская область). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 2000 году.
Железнодорожные линии Магнитогорского металлургического комбината (Челябинская область). Пассажирское сообщение прекращено не позднее 1990-х годов.
Миасс — ? (Челябинская область). По информации от Ю. Маллера, пассажирское сообщение на ведомственной железнодорожной линии в черте города Миасса существовало в 1942-1953 годах. Для пассажирских перевозок использовались мотовозы.
В 1942 году внутригородские пути были проложены от станции Миасс на север, по оси современной ул. 8-го июля (параллельной пр. Автозаводцев, в одном квартале к западу от такового), до завода №319 (Автозавод, УралАЗ). В 1943 году пути проложены на юг — к заводу N611 (мебельная фабрика), до Мостового переулка в Старом Миассе. В последствии ветка была продлена на севере до ЖБИ, а затем до Машзавода, а на юге — до Тургоякского рудоуправления.
Пассажирское сообщение прекращено в 1953 году.
Киров — ? (Кировская область).
http://troll.kirov.ru/qw_tramv.htm

Источник: http://troll.kirov.ru/Shem/Shem_tram_1938_1942.gif

В мае 1940 года в городе Кирове началось строительство первой трамвайной линии. С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года работы были прекращены. Ни один трамвайный вагон в город не поступил, однако путь был проложен на значительном протяжении предполагаемой трассы.
Осенью 1941 года, после эвакуации в Киров многочисленных промышленных предприятий, остро встал вопрос об улучшении работы городского транспорта. По недостроенной трамвайной линии было решено пустить поезд на паровой тяге. Помимо того, трамвайная линия стала использоваться для грузового движения, по ней вагоны поступали на промышленные предприятия. Фактически, она стала подъездным путём широкой колеи.
7 ноября 1943 года в Кирове было открыто движение троллейбусов. Пассажирские перевозки по городской железнодорожной линии были прекращены. С этого времени городского пассажирского рельсового транспорта в Кирове нет.
Пассажирское сообщение прекращено в 1943 году.
Железнодорожная линия Половинка-Чусовская — Широковский, маршрут Базовая — Широковский (Пермский край). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 1970-х годах.
Железнодорожная линия Сысертского ППЖТ, маршрут разъезд №1 (станция МПС Сысерть) — Турбинная (город Сысерть) (Свердловская область). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 1970-х годах.
Железнодорожная линия Подволошная — Заводская — Дегтярск, маршрут Свердловск-Пассажирский — Дегтярск (Свердловская область). Пассажирское сообщение прекращено не позднее 1971 года.
Железнодорожная линия Шувакиш — Среднеуральск (Свердловская область). Пассажирское сообщение прекращено не позднее 1970-х годов.
Верхняя — Медь (Красноуральск) (Свердловская область). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 2001 году.
Железнодорожная линия предприятия железнодорожного транспорта завода «Уралмаш», маршрут Север — Красное (Свердловская область). Пассажирское сообщение прекращено 19 октября 2008 года.
Железнодорожная линия Редкино — Изоплит, маршрут Редкино — Изоплит — Озерецкая (Тверская область). Пассажирское сообщение прекращено в 1970-х годах.
Железнодорожная линия ППЖТ завода «Тулачермет», маршрут: станция с неустановленным названием (город Тула, окрестности станции МПС Криволучье) — станция с неустановленным названием (Тульская область). Пассажирское сообщение прекращено в 2001 году.
Железнодорожная линия Тоншаево — Сява, маршрут Пост Примыкания — Сява (Нижегородская область). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 2001 году. В 2011 году железная дорога была разобрана.
Железнодорожная линия Дубровка — Коркино — Роза, маршрут Челябинск — Дубровка — Роза (Челябинская область). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 1998 году.
Шоношская железная дорога, маршрут Юра — Тёгрозеро (Архангельская область). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 2005 году.
Железнодорожная линия Латышский — Маромица — Речной, маршрут Латышский — Речной (Кировская область). Пассажирское сообщение прекращено в 1990-х годах.
Ерцевская железная дорога, маршруты Ерцево — Совза — Южный и другие (Архангельская область, Вологодская область). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 2001 году.
Вандыш — Волошка (Архангельская область). Пассажирское сообщение прекращено не позднее 1980-х годов.
Емца — Верховский (Архангельская область). Пассажирское сообщение прекращено в 1993 году.
Бурачиха — Великая Речка (Архангельская область). Пассажирское сообщение прекращено в 1990-х годах.
Мехреньгская железная дорога, маршруты Пуксоозеро — Дальний, Пуксоозеро — Салтозеро и другие (Архангельская область). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 1997 году.
Железнодорожная линия Камская — Беркуты, маршрут Камская (г. Воткинск) — Беркуты (Удмуртская республика). Пассажирское сообщение прекращено в 2004 году.
Таповская железная дорога, маршрут Заводоуковск — Сосновка (Тюменская область). Пассажирское сообщение прекращено в 1992 году.
Казариново — Гагарино (Костромская область). Пассажирское сообщение прекращено в 1998 году.
Килемарская железная дорога, маршрут Визимьяры — Нежнур (республика Марий Эл). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 1992 году.
Юшутская железная дорога, маршрут Мочалище — Зеленогорск (республика Марий Эл). Пассажирское сообщение прекращено в 1990-х годах.
Железнодорожная линия Филино — Красный Профинтерн, маршрут Ярославль-Главный — Филино — Красный Профинтерн (Ярославская область). Пассажирское сообщение прекращено в 1974 году.
Оха — Москальво (Сахалинская область). Пассажирское сообщение прекращено в 1970-х годах.
Почеп — Рамасуха (Брянская область). Пассажирское сообщение прекращено в 1990-х годах.
Дятьково — Бытошь (Брянская область). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 1995 году.
_______________________________________________________________________________
ВЕДОМСТВЕННЫЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЛИНИИ, НА КОТОРЫХ ПРОЕЗД ПАССАЖИРОВ
ДОПУСКАЛСЯ ТОЛЬКО ПРИ НАЛИЧИИ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОПУСКА:
_______________________________________________________________________________
Внешняя (г. Красноармейск) — ? (объекты Красноармейского артиллерийского полигона) (Московская область). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 1992 году.
Северск — ? (объекты Сибирского химического комбината) (Томская область). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 2002 году (информация получена от Д. Фарафонова).
Материал Д. Фарафонова (2006 год, частная переписка):

Мне приходилось пару раз бывать в Северске, но деятельность местной железной дороги связана с «закрытым» предприятием, и информации я много сообщить не могу. Железная дорога ранее обслуживала ряд объектов Сибирского химического комбината (сайт www.atomsib.ru).
В Северске имелся вокзал, расположенный почти в центре города (на сайте www.atomsib.ru есть фото). Один из маршрутов пассажирского поезда составлял километров 5, другой — примерно 10. Короткая ветка заканчивается небольшим разъездом, ничего примечательного на ней не заметно.
Другая ветка проходит по довольно «живописным местам», мимо заводов, также заканчивается разъездом. В 1998 году в одной передаче демонстрировался сюжет, в котором журналист совершил поездку по этой ветке.
Пассажирского движения по дороге не осуществляется примерно с 2002 года. Скорее всего это связано с ростом Северска и с тем, что до вокзала неудобно добираться с окраин города — вместо поездов ввели автобусы.
Движение осуществлялось тепловозами. От старожилов я слышал, что раньше поезда иногда тянули «магистральные тепловозы» — скорее всего ТЭ3 и ТЭ10 (на сайте parovoz.com есть фотография действующего ТЭ3, снятая в Томской области, и я подозреваю , что он работает на северской ветке), и даже паровозы ФД.

Дровинки — ? (место дислокации БЖРК) (Костромская область). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 2005 году.
Слаговищи — ? (Калужская область, Козельский район). Ведомственная железнодорожная линия связывает станцию Слаговищи (участок Горбачёво — Белёв — Тупик) с местами дислокации 28-й дивизии РВСН. Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 1990-х годах.

Информация от бывшего жителя Козельского района:


К восточной горловине станции Слаговищи примыкает 3 пути: главный ход из Белёва, подъездной путь Березичского стеклозавода, и (между ними) подъездной путь к одной из в/ч РВСН. Пассажирское здание станции находится западнее переезда, а с восточной стороны переезда был сооружён деревянный настил наподобие низкой пассажирской платформы, у которой останавливался поезд, развозивший военных.
Каждое утро, включая выходные дни, к этой платформе прибывал маневровый локомотив, приписанный почему-то к депо Бологое, с 3 плацкартными вагонами. После прибытия пригородного поезда Козельск — Белёв десятки военнослужащих пересаживались в эти 3 вагона и следовали на службу в в/ч.
Интересно, что маневровый локомотив не покидал границ п/п и от ст. Слаговищи двигался вагонами вперед со скоростью не более 3-5 км/ч. После переезда Стеклозавод — хутор Дмитровский у поезда была остановка для посадки проживающих вблизи военных. Вечером этот же поезд привозил пассажиров обратно на станцию к прибытию поезда Белёв — Козельск.

Железнодорожная линия вблизи посёлка Ляды, маршрут посёлок Ляды — предприятие «Протон» (Пермский край). Пассажирское сообщение прекращено в ???? году.
Железнодорожная линия вблизи города Остров, маршрут от военного городка до аэродрома (Псковская область).
Линия на карте масштаба 1:200 000
http://www.zavtra.ru/cgi/veil/data/zavtra/01/384/61.html
Городок, связанный с базой десятком километров асфальта автодороги и железной одноколейкой. По этой одноколейке несколько раз в день ходит «мотовоз», здесь так называют дизель с тремя вагонами, который и перевозит ежедневно лётчиков, техников и персонал базы из города в часть и назад. По этой же дороге к аэродрому тянутся составы с ГСМ и снаряжением. Пассажирское сообщение прекращено в ???? году.


РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН

Городская-А (г. Экибастуз) — Ковыльная, Городская-А (г. Экибастуз) — Фестивальная (Павлодарская область). Пассажирское сообщение прекращено в 2008 году (источник информации: http://finance.groups.yahoo.com/group/1520mm/message/98253).
Петропавловск — ? (Северо-Казахстанская область). Пассажирское сообщение прекращено в 1950-х годах.

Информация от: Казимирчик В.С., Казимирчик А.И.


Железнодорожная линия была предназначена только для пассажирского движения. Паровоз, который называли «Овечка», возил 3-5 вагонов. Поезд ходил по расписанию — по нему узнавали время. Разворотного кольца или разъезда не было, обратно к вокзалу паровоз толкал вагоны.
Линия шла от нефтебазы по улице Красноармейской до областной больницы (пересечение с ул. Пушкинской). Это не район Черёмушки, как сообщается в некоторых источниках — Черёмушки это в районе Мира-Пушкинская-Театральная. И когда их построили (нетрудно догадаться, что это район первых пятиэтажек), железную дорогу (называли её «ветка») уже разобрали. Было это в самом начале 50-х годов.

«Ветка» коптила ужасно, все дома по Красноармейской были в копоти, так как поезд местами чуть не цеплял постройки. А сама улица Красноармейская за счёт железнодорожной насыпи на долгие годы была чуть выше других улиц довольно плоского Петропавловска.

Акмолинск (ныне Астана) — ? (город Астана). Пассажирское сообщение прекращено ориентировочно в 1951 году.

Информация от: Казимирчик В.С., Казимирчик А.И.

Ветка городской железной дороги начиналась от привокзальной площади («как раз, где сейчас паровоз стоит»), пролегала до управления дороги и Комсомольской улицы. Было пассажирское сообщение. По неподтверждённым данным, была электрифирована. Разобрали её в 1952 году, что очень ухудшило пассажирское сообщение в городе, тогда ужасно грязном в слякотную погоду.

Информация от: Уткин М. (http://ezdok.narod.ru, http://tzhs.narod.ru)
Акмолинская городская железная дорога («Горветка») шла от нынешнего магазина «Арман» (в жилмассиве, расположенном севернее нынешнего вокзала Астаны) до здания тогдашнего управления Акмолинского отделения железной дороги прямо по нынешнему проспекту Победы. На ветке было пассажирское сообщение, поезд состоял из маленького паровоза с одним-двумя вагонами.
По репарации после окончания Великой Отечественной войны в Акмолинск поступил комплект германского оборудования по электрификации железной дороги переменным током частотой 16,2/3 Гц, включавший в себя контактный провод, опоры, изоляторы и оборудование для нескольких тяговых подстанций.
Первой электрифицировали «Горветку» и планировали сделать такую же электрификацию от Акмолинска до Караганды. Возле вокзала было построено здание тяговой подстанции, в котором теперь находится астанинское ШЧ-8.
Электрификацию на «Горветке» хоть и построили, но по каким-то чисто техническим причинам запустить в эксплуатацию так и не смогли. К началу освоения Целины, примерно в 1951 году, «Горветка» была разобрана.
Опоры контактной сети из комплекта немецкой электрификации до сих пор можно встретить на территории станции Астана в качестве опор линий 10 кВ.
В музее Целинной железной дороги, в числе прочего, существовал фотоальбом, посвящённый «Горветке». Передан вместе со всеми остальными экспонатами в музей КТЖ, расположенный в Алма-Ате.

РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН

Алмалык — ? (Ташкентская область). Пассажирские перевозки на ведомственных железнодорожных линиях Алмалыкского горно-металлургического комбината осуществлялись электропоездами ЭР2. Возможно, имелось несколько маршрутов. Пассажирское сообщение прекращено в 1990-х годах.

РЕСПУБЛИКА АРМЕНИЯ

Зод — ? (марз Гехаркуник). Пассажирское сообщение существовало на ведомственной линии между станцией Зод и золоторудной шахтой. По неподтверждённым данным, к Зодскому золоторудному комбинату были приписаны электропоезда ЭР2-629 и ЭР2-630. Пассажирское сообщение прекращено в 1990-х годах.

УКРАИНА

Шостка — ? (Сумская область). Пассажирское сообщение прекращено в 1990-х годах.
Каракуба — Раздольное (Донецкая область). Пассажирское сообщение прекращено в 2001 году.
Славянск — Электрическая (Донецкая область). Пассажирское сообщение прекращено в 1996 году.
Асланово — Мариуполь-Сортировочный (Донецкая область). Пассажирское сообщение прекращено в 2007 году.
107 км — Приморский (республика Крым). Пассажирское сообщение прекращено в 1990-х годах либо ранее.
ППЖТ Николаевского глинозёмного завода, маршрут Николаев — ? (Николаевская область). Пассажирское сообщение прекращено в 1990-х годах.

ЭСТОНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Железнодорожная линия от города Кохтла-Ярве до сланцевой шахты «Эстония» (часть сети железных дорог, принадлежащих организации Põlevkivi raudtee («Сланцевая железная дорога»)). Пассажирское сообщение прекращено в 2007 году.
Пассажирское сообщение на ведомственной железнодорожной линии было открыто 5 июля 1993 года (скорее всего, оно существовало и ранее, но задолго до 1993 года было прекращено).
Целью организации пассажирского сообщения являлось обеспечение удобного проезда по маршруту шахта «Эстония» — жилой район Йыхви города Кохтла-Ярве.
На линии использовались тепловозы ТЭМ2 и вагоны от электропоездов ЭР1, взятые из моторвагонного депо Пяэскюла Эстонской железной дороги. Проезд в поездах был бесплатным. Время проезда по маршруту составляло 35 минут.
31 июля 2007 года пассажирский поезд совершил последний рейс. По решению компании-владельца сланцевых шахт для пассажирских перевозок было решено использовать автобусы.

Фотография пассажирского поезда на Põlevkivi raudtee, сделанная в 2006 году (Источник)
http://rus.pohjarannik.ee/modules.php?name=News&file=print&sid=4943 — «В «Ээсти пылевкиви» завершилась эпоха пассажирских поездов» (материал из газеты «Северное побережье», 2007 год)



19.09.2005 © [ДАННЫЕ УДАЛЕНЫ]

на главную страницу